Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
16 ноября 2016, 04:30

Центробанк проведёт "контрольную закупку" вкладов и кредитов

Теперь инспекторы ЦБ могут проводить следственные действия: опрашивать клиентов и совершать вместе с ними банковские операции.

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Сотрудники Центробанка получили официальное право на то, чтобы проводить контрольные закупки в банках, а также опрашивать клиентов кредитных организаций. Новшества закреплены поправками в инструкцию № 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций", которые в начале ноября утвердил Минюст. Теперь инспекторы Банка России имеют право присутствовать при любых операциях с клиентами, проверять работоспособность терминалов, фиксировать работу операционистов на видео или фото.

"При совершении кредитной организацией (её филиалом) операций и других сделок с третьими лицами руководитель рабочей группы и (или) член (члены) рабочей группы вправе фиксировать совершаемые действия любыми способами (не носящими скрытый характер), в том числе с использованием специальных технических средств, имеющих функции фото-, киносъёмки, видеозаписи, или средств фото-, киносъёмки, видеозаписи, а также путём составления справок в произвольной форме, получения документов (их копий) от клиентов проверяемой кредитной организации (её филиала), банковских платёжных агентов (субагентов) — при необходимости на основании запросов о предоставлении документов (информации)", — отмечается в документе.

То есть фактически инспекторы ЦБ получают новые функции, которых были ранее лишены: его уполномоченные представители могли только присутствовать на ключевых совещаниях, например заседаниях правления банка, и запрашивать документы по его деятельности. Непосредственно в клиентский зал инспекторы ЦБ ещё не входили.

По мнению экспертов, такой мерой регулятор намерен убить сразу несколько зайцев. Во-первых, это позволит бороться с фальшивыми договорами, когда полученные от клиента деньги не оформляются должным образом, а уходят "за баланс" банка или вообще проходят только через его чёрную бухгалтерию. Во-вторых, с дополнительными услугами, которые нередко навязываются клиентам при заключении договора. А в-третьих, в целом проверить качество работы банка с рисками.

О существовании чёрной бухгалтерии у многих банков рядовые клиенты узнавали сразу после отзыва у него лицензии. Когда в банк приходила временная администрация от Агентства страхования вкладов, выяснялось, что тот или иной вкладчик не числится в белых реестрах банка.

Впервые большие объёмы спрятанных вкладов были обнаружены при санации Мособлбанка в 2014 году. Там "за балансом" оказалось более 70% средств вкладчиков, 350 тысяч человек. Каждому из них потом пришлось доказывать АСВ то, что у него действительно был вклад: необходимо было предоставить АСВ оригиналы договоров банковского вклада, приходные ордера кассы, выписки по счетам. С тех пор практически в каждом проблемном банке находится то или иное количество серых вкладов. Рекорд по объёмам чёрной бухгалтерии поставила администрация "Ипотек-банка", которая спрятала почти 95% вкладов.

Рекорд по сумме спрятанных депозитов поставил "Арксбанк" (лицензия отозвана летом текущего года) — 35 млрд рублей. Как сухо сообщила пресс-служба ЦБ после отзыва лицензии, "руководство банка осуществляло внесистемный учёт принимаемых вкладов и фальсифицировало предоставляемые данные о величине реальных обязательств перед физическими лицами".

— Но при грамотном сокрытии депозитов никакая документарная проверка не сможет их обнаружить, — говорит топ-менеджер крупного госбанка. — Выявить их практически невозможно, пока вкладчики сами не начнут жаловаться. Вероятно, тут ЦБ хочет сработать на опережение: понаблюдать, как оформляются вклады в банке, а потом проверить, как конкретный договор "проводится" через бухгалтерию.

Кроме того, таким образом ЦБ сможет обнаружить, есть ли нарушения в процедуре выдачи кредитов, не навязываются ли какие-нибудь дополнительные услуги.

— Такой поведенческий контроль за банками — очень нужное дело, — говорит глава проекта ОНФ "За права заёмщиков" Виктор Климов. — Наши регулярные мониторинги показывают, что при нарушениях банками закона о потребительском кредитовании очень сложно доказать вину банка и то, что он намеренно ввёл своего клиента в заблуждение относительно стоимости кредита и обязательности дополнительных услуг. Надеюсь, что такая мера позволит снизить число таких случаев.

— Я думаю, что этот документ также позволит регулятору понять, насколько адекватно в целом в банке работает риск-менеджмент, — говорит председатель совета директоров "МДМ-Банка", экс-замминистра финансов РФ Олег Вьюгин. — Насколько тщательно банк отбирает клиентов, качество работы его службы риск-контроля.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров