Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
7 сентября 2017, 09:00

Плач Ярославля. Как шесть лет назад хоккейный мир потерял целую команду

Недалеко от ярославского аэропорта Туношна 7 сентября 2011 года произошла трагедия, которая вошла в историю не только как чёрный день авиации, но и всего российского хоккея. Разбился самолёт Як-42 авиакомпании "Як-сервис", на борту которого летели хоккеисты местного "Локомотива". Что писали хоккеисты незадолго до смерти, последние слова пилотов, и кто понёс наказание за 44 смерти.

Фото: © РИА Новости/Андрей Александров

Фото: © РИА Новости/Андрей Александров

"Перешёл без раздумий"

Члены хоккейного клуба "Локомотив" во время официальной предсезонной фотосессии 21 августа 2011 года. Фото: © РИА Новости/Ярослав Неелов

Члены хоккейного клуба "Локомотив" во время официальной предсезонной фотосессии 21 августа 2011 года. Фото: © РИА Новости/Ярослав Неелов

— Предложение "железнодорожников" принял без лишних раздумий, — так говорил о своём переходе в "Локомотив" 22-летний защитник Марат Калимулин в 2010 году.

Многие молодые хоккеисты соглашались на предложение "железнодорожников" не раздумывая. Ещё бы! Тебя зовут в один из самых именитых клубов России! А через 16 месяцев родители Марата узнали из Интернета, что самолёт разбился.

Марат Калимулин. Фото: © wikipedia.org/Lowdown

Марат Калимулин. Фото: © wikipedia.org/Lowdown

Когда появилась информация, что выжили два человека, которые были на борту, половина Тольятти, да и всей Самарской области буквально кричала "только бы наш". Имя 23-летнего защитника уже тогда знал весь регион. Через пару часов стало понятно, что Марат в списке погибших.

В Тольятти 9 сентября состоялись похороны. Спортсмены, воспитанники хоккейной местной школы, игроки ХК "Лада"... Чуть поодаль ото всех стояла заплаканная девушка. Это Рита Бончуг, с которой Марат познакомился весной. Переписывались, перезванивались, хоккеист говорил, что хочет вернуться в Тольятти и купить "бентли". Ребята разговаривали в последний раз за пару дней до трагедии. Калимулин посетовал, что нет времени выехать со спортбазы в город.

— Ночью перед трагедией мне приснился сон, что мы разругались, Марат сел в самолёт и улетел. Днём страшную весть мне сообщила мама. Она прочитала об этом в Интернете. "Рита, кажется, Марат разбился", — сказала мне. Всю ночь я ревела потом, не могла успокоиться, — вспоминала на похоронах Рита.

В родном Тольятти его до сих пор вспоминают как героя. Каждый год воспитанники местной хоккейной школы приезжают на могилу к спортсмену. На памятнике он изображён в форме, с клюшкой в руках.

"Они улетели надолго. Мы их ждём"

Фото: © РИА Новости

Фото: © РИА Новости

Самым молодым хоккеистом "Локо" в 2011 году был 18-летний защитник Максим Шувалов — его только в 2011 году позвали "играть по-взрослому". Спокойный, уверенный — так спортсмена описывали соперники.

Была у Максима и любимая девушка, Оля. Ребята из одного города — Рыбинска, познакомились в соцсетях. И как-то всё завертелось… Когда Максима позвали в Ярославль, Оля стала собирать чемоданы. Изначально мечтала переехать в Питер, но потом решила, что быть с любимым лучше, чем каждый день видеть дворы-колодцы.

Максим Шувалов. Фото: © РИА Новости/Ярослав Неелов

Максим Шувалов. Фото: © РИА Новости/Ярослав Неелов

— Я даже не представляю, что такое должно произойти, что сможет разлучить нас, — говорил ей хоккеист. Девушка, впрочем, не представляла тоже.

Последнее СМС он ей написал перед вылетом. Обещал позвонить, как приземлятся. "До Минска всего час лёту, что может случиться, ты чего?" — успокаивал спортсмен разволновавшуюся девушку.

— Мы с родителями Максима решили, что ребята просто куда-то улетели, когда они вернутся, мы не знаем. Но мы их ждём, — говорила Оля через год после трагедии.

На странице Максима в соцсети "ВКонтакте" до сих пор сохранились записи, посвящённые любимой девушке. И обещания быть вместе, и бегать босиком по кухне, и "драться" подушками.

"Живи. Умоляем"

Фото: © РИА Новости/Андрей Стенин

Фото: © РИА Новости/Андрей Стенин

За жизнь нападающего Александра Галимова пять дней боролись московские врачи. "Состояние тяжёлое", — говорили они родным. А тем временем под окнами Соловьёвской больницы и в окрестностях дежурили и болельщики, и журналисты. "Сашенька, умоляем, держись!" — писали записки и оставляли у стен ярославского ледового дворца.

Галимов самостоятельно выбрался из рухнувшего самолёта. Он находился в хвостовой части, которая рухнула в воду. Спортсмену, который получил ожоги 80% тела, пришлось самостоятельно идти по грудь в ледяной воде.

Статистика — вещь упрямая, а состояние тех, у кого ожоги 30% тела, уже считают критическим. Медики, родные, близкие — все надеялись только на чудо. Но его не произошло. 12 сентября рано утром Александр Галимов скончался в больнице. Позже врачи НИИ имени Вишневского (куда переводили хоккеиста) рассказали СМИ, что его травмы с жизнью были несовместимы.

Единственный выживший

Оперативно-следственная группа работает на месте крушения самолёта Як-42. Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Оперативно-следственная группа работает на месте крушения самолёта Як-42. Фото: © РИА Новости/Григорий Сысоев

Бортинженер Александр Сизов устроился в хвостовой части самолёта и задремал, даже не успев пристегнуться.

— Почему самолёт не взлетает? — выдернул из сна оклик одного из пассажиров.

Как позже вспоминал Сизов, лайнер 5–7 секунд проехал по грунту, потом начал взлетать, задрав нос. Примерно через минуту самолёт завалился на бок. Полетели перегородки, панели. Столкновение — свет погас.

Александр Сизов. Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников

Александр Сизов. Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников

Сизов говорил, что не помнит происходящего дальше. Как оказалось, он был в состоянии шока, очнулся в горящей от керосина реке, взвалил себе на плечи одного из погибших пилотов, надеясь, что тот окажется просто без сознания, и стал выбираться из Туношонки. Через несколько минут Сизова уже перехватили спасатели.

Медики зафиксировали у бортинженера ожоги 15% тела, переломы обоих бёдер, свода черепа, рёбер, повреждения грудной клетки. Пять дней в медикаментозной коме, несколько операций и долгое восстановление. В феврале Сизов появился в суде и опроверг сразу две версии катастрофы, а после отказался общаться с журналистами.

Александр живёт в Жуковском. После авиакатастрофы он устроился авиатехником в ОКБ имени Яковлева. Что касается трагедии... он просто старается о ней не вспоминать. Вообще. Совсем. Никак.

Не попал

Фото: © РИА Новости/Вадим Жернов

Фото: © РИА Новости/Вадим Жернов

В роковой рейс не отправился 20-летний нападающий Максим Зюзякин, словно родился в рубашке. Меньше чем за сутки до вылета ему позвонил тренер Пётр Воробьёв и сообщил, что в Минске не планирует выпускать спортсмена на лёд, поэтому лучше ему остаться в Ярославле.

— Я ему очень благодарен, ведь фактически Пётр Ильич спас мне жизнь, — признавался хоккеист. — Этот день станет для меня вторым днём рождения!

Обратная история произошла с его другом Юрием Урычевым. У молодого человека были повреждены пальцы плюс действовала дисквалификация ещё на пять матчей. Но буквально за день до трагедии он решил лететь — поддержать свою команду.

Версии

Фото: © РИА Новости/Андрей Александров

Фото: © РИА Новости/Андрей Александров

Изначально в качестве версий катастрофы специалисты называли ошибку экипажа, неправильную загрузку багажа, неисправность самолёта и даже теракт. Однако они рассыпались одна за другой.

Так, на заседании суда Александр Сизов рассказал, что Як-42 в тот же день летел из Москвы в Ярославль, и никаких технических неисправностей в работе воздушного судна не было.

Место падения рейса 9633. Фото: © wikipedia.org/OpenStreetMap

Место падения рейса 9633. Фото: © wikipedia.org/OpenStreetMap

Кроме того, весь прошлый сезон техник летал с командой. Багаж на матчи они брали примерно одинаковый — набор чёрных сумок да клюшки. Неправильно погрузить их ну просто не могли. Сам он проходил по делу потерпевшим.

Версию со взрывом на борту позже отвергли сами специалисты, признав, что борт загорелся уже после столкновения с землёй. Кроме того, двое хоккеистов захлебнулись, так как не смогли выбраться из воды. Родственникам сообщили, что на них давил какой-то груз.

Эксперты пришли к выводу, что виноват второй пилот, который неправильно поставил ноги и нажал на тормоза. Дело в том, что ранее пилот управлял Як-40, где такое положение ног допустимо. А для Як-42 оно оказалось катастрофичным.

Воздушное судно не получило должного разгона и выкатилось за пределы ВПП на 400 метров, и поэтому пилоты должны были взлетать в экстренных условиях. А после борт столкнулся с антенной и контейнером системы курсового радиомаяка.

Что после

Вадим Тимофеев (в центре). Фото: © РИА Новости/Ярослав Неелов

Вадим Тимофеев (в центре). Фото: © РИА Новости/Ярослав Неелов

Буквально на следующий день были запрещены к эксплуатации сразу пять лайнеров компании "Як-сервис", но рейсы выполняли другие воздушные суда. 10 сентября не разрешили рейс из Турции в Москву, а через две недели после катастрофы авиакомпания лишилась лицензии.

Вскоре следователи возбудили уголовное дело за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. На скамье подсудимых оказался только гендиректор "Як-сервиса" Владимир Тимофеев. Следователи пришли к выводу, что он незаконно допустил экипаж к полёту на Як-42. Так, допуски к пилотированию Як-42 были выданы по поддельным документам.

Гособвинитель потребовал на шесть лет отправить Тимофеева в колонию-поселение. Гендиректора в 2015 году сначала приговорили к пяти годам лишения свободы, но потом амнистировали в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров