Регион

Уведомления отключены

9 мая 2018, 09:00

Весь мир был против. Узники лагеря смерти отметили 73-ю годовщину свадьбы

Макс и Ханна Либман прошли сложный путь: ужасы нацистского режима, серьёзная болезнь, череда расставаний и гибель близких. Но даже в этих условиях зародилось светлое чувство — пара, влюбившаяся в концлагере, вместе уже десятки лет. И теперь они хотят сказать спасибо всем тем, благодаря кому история их любви стала возможной.

Фото © Соцсети

Фото © Соцсети

В Купфербергском центре холокоста колледжа Куинсборо проходит выставка "Заговор добра: как французские протестанты спасли тысячи евреев во время Второй мировой войны". В её рамках история жизни четы Либманн наряду с другими подобными историями используется для того, чтобы вспомнить жителей местечка Шамбон-сюр-Линьон, Франция, которые приютили тысячи евреев.

Фото © Соцсети

Фото © Соцсети

Жители Шамбона — великие, они рисковали своей жизнью ради незнакомцев. Они восстановили нашу веру в человечество. <...> Это большая удача, что мы попали к ним, иначе мы бы не разговаривали с вами сегодня

Ханна

Фото © Соцсети

Фото © Соцсети

Семьи Ханны и Макса депортировали из Германии в лагерь Гюрс, Франция, в октябре 1940 года. За время войны сквозь него прошло 18 тыс. евреев, 6 тыс. из которых оказались потом в лагерях смерти. 15-летняя Ханна Хирш должна была работать в офисе женского блока вместе с Жанной Либман, сыну которой разрешили её посещать.

Фото © Соцсети

Фото © Соцсети

Ханну Макс привлёк сразу, даже его болезненная худоба казалась ей симпатичной. Они собирали вместе пайки для Красного Креста и пытались встречаться как можно чаще. Любовь вспыхнула молниеносно. По словам Ханны, ей понравилось, как он играл на виолончели. В лагере были оркестр и даже оперный ансамбль.

Уединиться на свиданиях мы не могли, но виделись каждый день. Макс был музыкантом, поэтому ему часто разрешали посещать других людей

Ханна

Фото © Соцсети

Фото © Соцсети

Но вскоре подросткам пришлось пережить первое расставание — Ханну в 1941 году отправили в Шамбон-сюр-Линьон, где местные жители вставали на защиту беженцев. Она больше не была узницей, но прятаться приходилось всё равно: французская полиция сотрудничала с нацистами и совершала рейды в поисках евреев. Макс оказался в лагере бойскаутов, где евреям выдавали документы на другое имя. Но ему не повезло — в выдаче фальшивого паспорта отказали.

Фото © Соцсети

Фото © Соцсети

Влюблённые могли бы никогда больше не встретиться, если бы Ханна не отправилась навестить маму, которая заболела. Встреча вышла короткой, получилось только недолго поговорить через колючую проволоку, а затем Эллу Хирш увезли в Освенцим, где она впоследствии погибла. Но тогда этого никто не знал. Бедная девушка решила ехать к тому, кто был ей близок и оставался в живых, — Максу. Молодым людям удалось получить наконец поддельные документы, и пара бежала в Швейцарию, по-прежнему опасаясь за свои жизни. Порой, чтобы спастись, приходилось говорить неприятные вещи.

У меня были фальшивые документы, в которых говорилось, что я Анн-Мари Гуссер, парижанка. На вопрос таможенника, не еврейка ли я, ответила: Я не имею ничего общего с этой грязной расой

Ханна

Фото © Соцсети

Фото © Соцсети

Пара поженилась в Женеве в мае 1945 года, затем эмигрировала в Нью-Йорк. Супругам пришлось пройти ещё много испытаний, в числе которых лечение от туберкулёза. Сейчас 93-летняя Ханна — волонтёр в колледже Куинсборо, а Макс снова приобрёл виолончель. Они всегда верили, что их встреча — это судьба, что они всё равно будут вместе. И то, что два любящих сердца выжили в эти чудовищные времена, — большая удача.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров