Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 сентября 2016, 09:30

"Буксующие" КамАЗы и "бракованные" Илы. Как бюрократия мешает России и Кубе

Куба выразила обеспокоенность тем, как продвигается торгово-экономическое сотрудничество со "старшим братом" — Россией. Соответствующее письмо уже поступило в канцелярию сопредседателя межправкомиссии Дмитрия Рогозина. О том, какие сложности возникли в отношениях двух близких по духу, но территориально далёких стран — в материале Лайфа.

Фото: © flickr / Pressebereich Dehner Garten-Center, ПАО “КАМАЗ”

Фото: © flickr / Pressebereich Dehner Garten-CenterПАО “КАМАЗ”

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков обратился к сопредседателю российско-кубинской межправительственной комиссии Дмитрию Рогозину, где со ссылкой на кубинских коллег рассказал о некоторых проблемных моментах в торгово-экономических отношениях между странами.

В частности, в документе, имеющемся в распоряжении Лайфа, упоминаются пять совместных проектов. По мнению кубинской стороны, проблемы касаются коммерческого кредита на поставки техники по линии КамАЗа и "ТД Синара — транспортные машины", "пробуксовки" в вопросах российского участия в восстановлении цитрусовой отрасли на Острове свободы, обеспечения запчастями поставленной ранее российской авиатехники, подключения РЖД к проектам модернизации железнодорожного парка Кубы, а также продвижения в аптечных сетях РФ кубинского препарата для диабетиков "Эберпрот-П".

Руководство карибского государства посчитало, что российская сторона должна придать всем этим начинаниям дополнительный импульс, без которого невозможно их дальнейшее успешное претворение в жизнь.

КамАЗ буксует?

В апреле 2016 года КамАЗ и Куба заключили контракт на поставку автотехники, запчастей и оборудования в рамках развития проектов по организации на Острове свободы сети ремонтных заводов. Главная цель — восстановление местного парка автотехники. Документы были подписаны в присутствии генерального директора отечественного автогиганта Сергея Когогина, гендиректора Российского экспортного центра (РЭЦ) Петра Фрадкова, а также заместителя председателя Совета министров Кубы Рикардо Кабрисаса и министра транспорта страны Аделя Искьердо.

Контракт предусматривает российское финансирование и должен вступить в силу после подписания межбанковских соглашений, основные параметры которых также были прописаны и согласованы представителями Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Нацбанка Кубы (BNC) в ходе апрельского визита. Гендиректор КамАЗа говорил, что объём поставок на Кубу составит 1,5 тыс. машин.

— Это первые сделки такого масштаба в российско-кубинских отношениях, когда кредитование идёт не в рамках межправительственных кредитов, а в финансировании участвуют коммерческие банки. Поэтому вопросы согласования занимают чуть больше времени, чем обычно, — сообщили Лайфу в пресс-службе РЭЦ.

В финансировании сделки по поставкам КамАЗов на Кубу участвует "Промсвязьбанк", сообщали агентства. Сумма финансирования составляет 150 миллионов евро. Финансировать проект по поставкам 75 тепловозов стоимостью 190 млн евро производства "Группы Синара" будет синдикат, в состав которого входят "Росэксимбанк", "Промсвязьбанк" (правда, в "Промсвязьбанке" не подтверждают своё участие в синдикате) и банк BICSA (Куба). 

Апельсины всё не поспеют...

В июне Дмитрий Рогозин и зампредседателя кубинского Совмина Рикардо Кабрисас пришли к мнению, что Россия могла бы помочь Острову свободы восстановить отрасль по выращиванию цитрусовых с большой выгодой для себя.

Кубинцы попросили у россиян инвестиций в течение пяти лет, чтобы на 12-м году реализации проекта достичь объёмов производства более 300 тысяч тонн цитрусовых при средней производительности выше 20 т/га. Благодаря этому должны быть увеличены и поставки на рынок РФ.

— Это особенно актуально в условиях введённых РФ ограничительных мер на ввоз сельхозпродукции из ряда стран, — отмечали в Минсельхозе ранее (до момента восстановления отношений между Россией и Турцией).

Стороны договорились о создании технической рабочей группы, которая должна будет представить конкретные предложения по эффективности реализации проекта к следующему заседанию Российско-кубинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое проходит в Гаване в этот понедельник.

— На встрече в Гаване обсуждались только технические вопросы, основные решения будут приниматься на межправкомиссии в декабре, — сообщил Лайфу представитель Минсельхоза.

Кубинцы тянут резину

На Кубе ещё со времён СССР уважают самолёты Ил, Ту, и Ан. Обслуживание и снабжение запчастями в послегарантийный период воздушных судов обеспечивается за счёт эксплуатирующей организации (авиакомпанией Cubana de Aviacion). Начиная с 2005 года ОАО "Ильюшин финанс компани" поставила на Остров свободы 14 самолётов, в том числе 4 среднемагистральных Ту-204 в пассажирской и грузовой версии, 4 дальнемагистральных пассажирских Ил-96-300 и 6 Ан-158 российско-украинской сборки.

— Кубинской стороне неоднократно передавались предложения по послегарантийному сопровождению, поставкам запчастей, ремонту от заводов — изготовителей самолётов, от нас и наших партнёров — "Ильюшин финанс компани техник" (ИФК "Техник"). Несмотря на это, кубинская сторона не проявляет интереса к данным предложениям, не обеспечивает самостоятельное формирование даже минимально необходимого обменного фонда запчастей. Отправка в ремонт отказавших изделий производится кубинцами со значительными задержками до нескольких месяцев, несмотря на льготный режим таможенных процедур со стороны России, организованный специально для таких случаев, — прокомментировала Лайфу ситуацию заместитель генерального директора ОАО "ИФК" Елена Рубцова.

По её словам, из-за этого самолёты один за другим превращаются кубинской стороной в "доноров" запчастей с последующими публичными заявлениями о якобы плохом качестве самолётов. В российской компании полагают, что Кубой не проводится должной работы по оптимизации бесперебойной эксплуатации самолётов всех типов, поставленных отечественными производителями.

"Ненужное" лекарство от диабета и "таинственный" контракт РЖД

Кубинское лекарство "Эберпрот-П" используется как средство от диабета. Купить его в России сложно. Как сообщили Лайфу в консалтинговой компании DSM Group, всего в 2015 году была закуплена 231 упаковка данного препарата больницами через госпитальные закупки на сумму 3,2 млн руб. В 2016 году пока закупок не отмечено, в 2014 году — тоже. Источники в отрасли связывают низкий интерес российских фармацевтов к кубинскому продукту с тем, что на рынке высокая конкуренция и заниматься продвижением кубинского препарата сложно.

Ранее на этой неделе РЖД сообщала о подписании протокола с Союзом железных дорог Кубы по подготовке контракта о модернизации местного ж/д полотна с целью увеличения объёмов грузовых и пассажирских перевозок и повышения безопасности движения. Контракт планируют подписать в декабре 2016 года.

— Компания в настоящий момент проводит консультации с кубинской стороной о возможных форматах сотрудничества. Говорить о конкретных проектах преждевременно, — сказали Лайфу в пресс-службе РЖД. 

Для информации: протяжённость кубинских железных дорог составляет свыше 12 тыс. км. В отрасли занято 25 тыс. работников. Кубинские железные дороги перевозят порядка 11 млн тонн грузов в год и более 13 млн пассажиров, в то время как потребности государства как минимум в два раза выше. Так что, если контракт будет подписан, РЖД получит неплохое финансирование и обеспечит занятость своим работникам. 

Скоро только сказки сказываются

В деловом совете Россия — Куба Лайфу сказали, что в целом позитивно оценивают сотрудничество между странами.

— Наверное, обоюдно получается: у них тоже не быстро и не скоро всё происходит. Бюрократический аппарат достаточно силён. Люди участвуют в мероприятиях, позитивные переговоры проводятся. Другое дело, что результат получается не в один день, — сказал Лайфу представитель совета.

Так что, наверное, можно предположить, что кубинские товарищи слегка погорячились, считая, что в РФ тормозят сотрудничество. Наверняка немногие кубинцы знают поговорку про то, что в России долго запрягают. К слову, в конце октября в Гаване откроется выставка FIHAV 2016, в рамках которой пройдёт встреча представителей рабочей группы межпправкомиссии. А ещё на выставку отправятся новые автомобили Lada Vesta.

В конце декабря в Гаване состоится встреча межправкомиссии, во время которой, скорее всего, участники рабочих групп доложат Дмитрию Рогозину и Рикардо Кабрисасу о том, как продвигается сотрудничество между странами.

По данным ФТС России в 2014 году, внешнеторговый оборот России с Кубой снизился по сравнению с 2013 г. на 12% и составил 163 млн. Экспорт сократился на 35,8% до уровня 101,2 млн, а импорт увеличился в 2,2 раза до $61,8 млн. Положительное сальдо России в торговле с Кубой составило в 2014 году $39,4 млн. 

Представители Дмитрия Рогозина и Минпромторга отказался от комментариев. В Минэке сообщили о том, что перечисленные вопросы как раз будут обсуждаться в понедельник на рабочей группе по торгово-экономическому сотрудничеству и приоритетным проектам Межправительственной российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Представитель МИД обещал предоставить комментарий позднее.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров