Регион

Уведомления отключены

10 октября 2016, 13:40

Кому и за что дали Нобелевку по экономике

Бенгт Хольмстрем. Фото: © REUTERS/LEHTIKUVA

Бенгт Хольмстрем. Фото: © REUTERS/LEHTIKUVA

Нобелевскую премию по экономике получили профессор Гарвардского университета и профессор экономики Массачусетского технологического института британец Оливер Харт и финн Бенгт Хольмстрём за вклад в развитие теории контрактов. Однако вклад этот неоднозначен, как считают некоторые опрошенные Лайфом эксперты.

 

Теория контрактов — раздел современной экономической теории, рассматривающий определение параметров контракта экономическими агентами. Исследования учёных будут "весьма значимыми для понимания трудовых договоров и участников, а также понимания возможных ловушек при оформлении трудовых контрактов", сообщается на сайте Нобелевского комитета.

Оба экономиста, согласно данным сайта премии, осветили разные аспекты теории контрактов — от выплат топ-менеджменту до отчислений и софинансирования страховки, а также приватизацию госсектора. Теория контрактов сильно влияет на различные сферы — от корпоративного управления до конституционного права.

"Благодаря работе Оливера Харта и Бенгта Хольмстрёма у нас теперь есть инструменты не только для анализа условий контрактов, но и для анализа распределения прав по контролю, прав собственности, принятия решений сторонами. Вклад лауреатов поможет нам понимать многие контракты, которые мы видим в реальной жизни. Они дали нам новые способы размышления о том, как должны создаваться контракты, на частных рынках и в сфере государственно-муниципального управления", — сообщается на сайте комитета Нобелевской премии. 

Первая реакция живущего в США Оливера Харта на получение премии была такая (в его микроблоге): "Я проснулся в 4:40 и подумал, что уже поздно ждать известия о получении премии. Ведь имена победителей по европейскому времени должны были быть названы почти час назад. Но потом зазвонил телефон. Сначала я обнял свою жену, потом разбудил младшего сына".

В отличие от других нобелевских премий, премия по экономике вручается не в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля. Швед определил, что награда будет вручаться только в областях медицины, физики, химии, литературы и мира. Её аналог в области экономики был учреждён позднее, в 1968 году, шведским Рейхсбанком в память о Нобеле.

Спустя год она была вручена в первый раз. С тех пор больше всего её получали учёные из США. После американцев чаще всех премию получали экономисты из Великобритании — шесть раз, три раза этой чести удостаивались представители Норвегии, по два раза учёные из Франции, Швеции, Канады и Израиля, по разу из Голландии, Австрии, СССР, Индии, Финляндии и Греции.

В 2014 году премию получил француз Жан Тироль, а в 2015-м жюри присудило премию британско-американскому учёному Ангусу Дитону. Американка Элинор Остром — единственная женщина, которая получила премию в 2009 году вместе с Оливером Уильямсоном за "За исследования в области экономической организации".

Из числа наших соотечественников (учёных с российскими корнями) премию получали Василий Леонтьев в 1973 году и Леонид Канторович в 1975 году. Леонтьев (профессор Гарвардского университета, США) получил премию "За развитие метода "затраты — выпуск" и за его применение к важным экономическим проблемам". Канторович (математик и экономист из Санкт-Петербурга) был премирован за "Вклад в теорию оптимального распределения ресурсов".

Размер премии составляет 8 миллионов шведских крон (830 тысяч евро). Он вручается вместе с премиями за достижения в других областях 10 декабря в день смерти Нобеля. 

Эксперты, опрошенные Лайфом, по-разному оценивают вручение премии экономистам за разработки в области теории контрактов.

За последние 10—15 лет при изучении макроэкономических тенденций обозначился тренд по анализу процессов с точки зрения поведения базовых экономических единиц. Это позволило на порядок повысить точность многих макроэкономических моделей. Однако подобный анализ зачастую очень трудоёмок, и для него необходим соответствующий "задел" в виде соответствующих теорий. Теория контрактов позволяет понять, как могут взаимодействовать в масштабах всей экономики отдельные экономические единицы. В перспективе эти взаимодействия можно оптимизировать, в т.ч. для достижения лучшего макроэкономического эффекта — начиная с социальных программ и заканчивая монетарной политикой. Это уже позволило и позволит решить ряд проблем, которые встали перед глобальной экономикой, — сказал Лайфу эксперт компании "Финам" Тимур Нигматуллин. 

Более критично настроен экономист, директор аналитического департамента ИК Savements Александр Осин:

— Ослабление государства как экономического регулятора идёт на протяжении 50 лет. Этот процесс усилился в последнее время в мире, идёт приватизация всего. Мы видим, на Западе приватизируются школы, тюрьмы, медицина. Это процесс, который вызывает там серьёзное волнение. Создаётся новое общество, квазифеодальное. Если в нашем обществе доминируют законы, то в новом, квазифеодальном обществе будут доминировать монополии и контракты. Это контракты, которые заменяют законы. Они эластичны. Они позволяют оценить, какие предприятия госсобственности стоит приватизировать, как их приватизировать, как заключить контракт с обществом, когда эта госсобственность перешла в частные руки. У нас этого нет пока. У нас был социализм. Усиление капитализма на Западе доползло и до нас. У нас оно тоже идёт.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров