Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
11 ноября 2016, 06:30

Власти навязали АЗС "невыгодные" электрозаправки. Почему нефтяникам не страшно

С 1 ноября власти прописали в минимальные требования к АЗС заправку электрокаров, радостно отрапортовали СМИ на следующее утро. На деле это едва ли улучшит условия для водителей eco-friendly машин. Лайф рассказывает, как государство хочет, но не может связать всю Россию "зелёными" заправками так, как это уже сделали многие развитые страны.

Фото: © imago stock&people/EAST NEWS

Фото: © imago stock&people/EAST NEWS

А был ли мальчик?

Известная цитата Отто фон Бисмарка "Русские долго запрягают, но быстро едут" лучше всего описывает распространение электрокаров в нашей стране. С 2012 года, с появлением в Москве первых в России зарядок, электрокары так пока и не обрели популярности. Между тем правительство даже в пору очередного кризиса не оставляет попыток как-то подогреть интерес автолюбителей к новомодным и, что более важно, экономным и экологичным электрокарам.

Не так давно десятки СМИ радостно отрапортовали: "с 1 ноября все российские АЗС должны быть оборудованы электроколонками". Но забыли внимательно посмотреть в документы… А дело всё в том, что поправки, которые правительство внесло своим Постановлением № 890, едва ли реально повлияют на нашу с вами жизнь, и уж тем более жизнь пока редких, но всё же имеющихся "электрокар-любителей".

Правительство в своих поправках, с которыми ознакомился Лайф, сделало важное замечание: обязанность установить такие зарядки коснётся только АЗС, "размещаемых в границах полос отвода".

Полоса отвода — это земля, которая принадлежит дороге. Около пяти метров отступ от полотна, если я не ошибаюсь. Таких АЗС у нас — по пальцам одной руки пересчитать, — заметил в разговоре с Лайфом глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Если точнее, то их чуть больше, чем пальцев, — около 20 на всю Россию, рассказали в пресс-службе Росавтодора. Нововведение коснётся как старых, так и новых АЗС на дорогах федерального, регионального и муниципального значения, добавили в ведомстве.

Всё же остальные коммерческие заправки, как правило находящиеся на некоторой удалённости от дороги на муниципальной земле, остались законом нетронуты. В программе "электрофикации" российских автодорог они остались, так сказать, вольными слушателями с перспективой присоединения к программе "по собственному желанию". Которого, впрочем, пока что нет.

Обязать нельзя оставить

Вообще, владеть электромобилем довольно выгодно. По подсчётам самих счастливчиков-водителей одна полная зарядка обходится примерно в 130—140 рублей, хотя в той же Москве зарядить свою машину сейчас можно бесплатно. Последнее исследование Bloomberg на эту тему говорит о том, что к 2020 году стоимость электрокаров и вовсе сравняется с бензиновыми и дизельными аналогами.

Поддерживают как могут пионеров электровождения и власти. В прошлом году правительство в очередной раз обнулило ввозные таможенные пошлины на "зелёные" машины. Свои льготы появились и у муниципалов. К примеру, в столице электрокарам можно бесплатно парковаться, в ПДД для них вносят поправки для создания знаков заправки, а в перспективе могут даже дать право на выделенку.

Но пользоваться разнообразными льготами на деле почти что некому. По данным "Автостата", на начало года в России ездило порядка 500 электрокаров, из них больше половины — в Москве и близлежащих к ней районах. Первые электрокары, кстати, в российской рознице появились в 2011 году.

Логично, что 500 машин едва ли смогут обеспечить хорошую загрузку хотя бы для пары-тройки электрических АЗС. Понимают это и нефтяники: по данным Лайфа, пока установкой таких заправок, кроме "ЛУКойла", не занималась ни одна нефтекомпания. На запрос, рассматривают ли компании установку таких зарядок в перспективе, представители "Роснефти", "Газпром нефти" и "Татнефти" не ответили.

Но ставить можно на перспективу. Тут есть обратный эффект: отсутствие заправок является большой проблемой и тормозит рост электромобилей, замечает заместитель директора по автоматизации бизнес-процессов ПАО МОЭСК ("дочка" "Россетей", занимается развитием зарядной инфраструктуры в Москве) Сергей Степнов.

По опыту владения зарядками в Москве мы можем сказать, что на сегодня затраты на установку колонок перекрыли бы прибыль от продажи услуги по зарядке, нужно больше клиентов, — говорит он. — Хотя затраты на электричество в себестоимости самой услуги крайне малы — менее 2%.

По словам Степнова, затраты на установку пока единственной электроколонки на подмосковной заправке "ЛУКойла" были поделены между компаниями пополам. До конца года, говорит он, будет открыто ещё минимум пять таких заправок.

Сейчас в России, по данным "Россетей", работает около 60 зарядок в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и других городах.

Обязывать независимых заправщиков помогать распространению электрозаправок по всей России власти не собираются, сообщил Сергей Степнов из МОЭСК.

Конечно, законодательно — и мы это проговаривали в правительстве — необходимо подкорректировать закон. Но с точки зрения государства кого-то обязывать было бы неправильно. Был бы клиент, а бизнес сам всё сделает, законодательных ограничений тут нет, — утверждает он.

Стоит отметить, что за это время на российский рынок зарядной инфраструктуры делали попытку выйти и другие компании, но в результате ограничивались только установкой единичных зарядных станций. Столкнувшись с проблемой получения земельного участка и стоимостью техприсоединения, компании сворачивали свои планы, пояснил Лайфу источник в правительстве.

Если заправочная инфраструктура начнёт массово появляться вблизи торговых центров, то заправка на АЗС потеряет актуальность, соглашается Степнов: в среднем, для полной зарядки батарейки на "быстрой" колонке требуется 20—30 минут. АЗС пригодятся в экстренных случаях, когда батарейка садится, а до города ещё далеко, рассуждает собеседник.

Без льгот никуда

Примкнув к мировой тенденции по пересаживанию населения на электрокары, Россия поступила нестандартно. Вместо того чтобы, как обычно, выбрать "свой путь", мы пошли путём самых передовых в этом отношении европейских стран — Франции, Италии и Норвегии, — внедрявших моду на электрокары "сверху", а также Китая.

Там, кстати, развитие инфраструктуры пошло успешней. Во Франции, к примеру, установлено более 13 тысяч зарядок на 35 тысяч автомобилей. В Норвегии, благодаря разветвлённой системе зарядок, электрокаров в два раза больше — около 70 тысяч. По темпам развития Россия сравнима с Италией — там на 400 зарядок приходится около 1,3 тыс. машин. С Китаем Италию не сравнить — там более 32 тыс. зарядок и более 300 тыс. электрокаров.

Второй путь — это распространение зарядок за счёт денег бизнеса, им пошли США и Британия. В “зелёных” штатах установлено порядка 30 тыс. зарядок (и это без учёта домашних), в Англии таких — около 4 тыс.

При этом, независимо от принадлежности к одному или другому пути, все страны активно субсидируют покупку электромашин. В тех же Штатах половину цены домашней зарядки населению возвращают обратно, а счастливые обладатели электрокаров из Норвегии освобождены от дорожных и других сборов. Итог — к апрелю 2015 г. в стране было продано 50 тыс. электромобилей (хотя этот целевой показатель был запланирован на 2017 г.), а в первом квартале 2016-го уже каждый третий автомобиль, проданный в Норвегии, был электрическим.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров