Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 ноября 2016, 06:30

Турецко-израильские игры с газом. Опасны ли они для России?

Многолетний застой в отношениях Тель-Авива и Анкары кончился — и израильтяне уже готовятся начать конкурировать с российским газом на европейских просторах. Лайф разобрался, стоит ли "Газпрому" беспокоиться за своё европейское и турецкое будущее.

Коллаж © L!FE. Фото: © ABACA/EAST NEWS, © EAST NEWS

Коллаж © L!FE. Фото: © ABACA/EAST NEWS, © EAST NEWS

Давние соперники на Ближнем Востоке — Израиль и Турция — помирились ещё летом этого года. Та стремительность, с которой Тель-Авив предложил возродить почти забытый проект своего газопровода в Европу, создавала впечатление, будто само перемирие заключили именно ради этого. И хотя проект анонсировали в середине июня на самом верху, среди аналитиков рынка была почти полная уверенность, что дальше заявлений дело не продвинется.

Как оказалось, для разработки газопровода уже собралась рабочая группа, в которую были приглашены и основные энергетические компании Израиля и Турции, сообщили в среду турецкие СМИ. 

От войны до мира — один газ

Впервые желание экспортировать свой газ в Европу Израиль высказывал ещё в середине нулевых. Переговоры с Турцией по этому поводу шли медленно. А в 2010-м вообще прекратились — помешал расстрел так называемой "Флотилии свободы", направлявшейся из Стамбула в сектор Газа с гуманитарным грузом.

С тех пор конфликт тлел, пока Израиль не решил пойти на мировую. По стечению обстоятельств буквально за несколько дней до переговоров с властями еврейского государства турецкий лидер Реджеп Эрдоган извинился за инцидент с Су-24М перед президентом РФ Владимиром Путиным.

Разговоры о том, что Тель-Авиву всё же стоит пойти на мировую с Анкарой, участились как раз в самый разгар конфликта Путина и Эрдогана, рассказывает Лайфу партнёр израильской консалтинговой компании ICV Арнон Голдфарб.

Понимая, что Турция может лишиться большого энергетического союзника, правительство решило возобновить переговоры. Не исключали даже, что Израиль в принципе мог бы заменить Россию как поставщика газа для нужд самой Турции, — вспоминает он.

Такой расчёт по-своему был справедлив. На фоне конфликта Турция снизила закупки газа: если в первом квартале 2015-го она приобрела 7,5 млрд куб. м, то за первые три месяца 2016-го — только 6,35 млрд кубометров, свидетельствуют данные "Газпром-экспорта". Образовавшийся пробел Анкара восполняла за счёт голубого топлива из Азербайджана. Израиль также не хотел остаться в стороне от делёжки образовавшегося пробела в газоснабжении Турции. К тому же ситуация вполне могла привести и к полному отказу со стороны Анкары закупать сырьё у "Газпрома". 

Турция была важна для израильских газовиков и потому, что поставлять свою продукцию в другом направлении, к примеру Египту, было уже поздно. Трубопроводному газу Каир предпочёл СПГ (закупки, в частности, осуществлялись у российской "Роснефти"), а соседние Ирак с Ираном имеют собственные, более крупные запасы, поясняет эксперт.

К тому же с точки зрения транспортировки найденные под проект месторождения лучше всего подходили именно для экспорта в Турцию и ЕС, — заметил Голдфарб.

Речь о шельфовом месторождении со звучным названием "Левиафан". Его запасы в 620 млрд куб. м, если верить разрабатывающей его американской Noble Energy, вполне оправдывают название. Хотя его расчёты, мягко говоря, сильно разнятся — от 300 до 800 млрд куб. м в зависимости от оценщика.

Впрочем, как показывает практика, по запасам месторождения едва ли возможно сделать предсказание о его будущей экспортной мощности. По заявлениям властей, она будет в районе 16–17 млрд куб. м, что, кстати, вполне сравнимо с мощностью одной ветки российского "Турецкого потока". Для сравнения: сейчас Россия поставляет в Европу ежегодно около 150—160 млрд кубометров.

Дёшево и стабильно

У России, даже в самом поверхностном сравнении с Израилем, шансов завоевать турецкое и европейское доверие, по мнению аналитиков, куда больше.

Первый и самый очевидный аргумент — ценовой. Россия, с её развитой системой транспортировки внутри страны и уже давно выстроенными деловыми связями в Европе, имеет возможность поставлять газ дешевле Израиля. Перед строительством трубы необходимо разработать само месторождение, а это большие деньги, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

В этом плане преимущество у Израиля может возникнуть только в случае "политического" решения со стороны Евросоюза о закупках именно у Израиля, дабы поддержать дружественную демократию, — говорит эксперт. — В таком случае конкурировать нам с ними будет очень сложно. Особенно в условиях низких цен на нефть, в принципе губительных для шельфовых проектов.

Второй, но не менее очевидный промах стратегии Иерусалима — это невозможность гарантировать стабильную и безопасную транспортировку газа. Турецкое правительство очень реакционное, подверженное внешним конфликтам, замечают собеседники Лайфа, и представляет большой риск как для Израиля, так и для России.

В любом случае с Турцией придётся договариваться. Если Израиль решит не тянуть трубу по её территории и обойти её с моря, то и тут он попадёт в капкан — Северный Кипр, находящийся во власти Турции, — заметил Митрахович.

Вариант поставки СПГ для Израиля также невыгоден — на столь небольшое расстояние труба выходит в разы дешевле, говорит эксперт.

К тому же создаются риски и со стороны самого месторождения. Если разрабатывающие проект компании не будут уверены в стабильном и прибыльном сбыте газа, они разочаруются и закроют его, предупреждает собеседник. У них и так было предостаточно проблем ещё до запуска проекта — к примеру, затягивалось получение разрешения на разработку от местных антимонопольщиков, в итоге власти получили право в одностороннем порядке разорвать контракт, замечает Голдфарб из ICV.

Скорее всего, сходятся во мнении эксперты, проект переориентируется на внутренний рынок или же максимум дойдёт до Турции и станет конкурентом голубому топливу из Азербайджана. В самом Израиле тоже не в восторге от идеи поставить газ самого перспективного месторождения в стране на экспорт, споры об этом продолжались всю весну, напомнил Митрахович.

Шаткое геополитическое положение страны не позволит ей, если пригодится, заключить долгосрочный контракт на импорт газа из соседних стран. Поэтому многие местные силы придерживаются идеи, что Израилю лучше обезопасить себя собственным газом, чтобы потом не попасть в энергетическую блокаду, — говорит собеседник.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров