Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 ноября 2016, 13:20

Погибнет ли дружба России и Кубы из-за "пира стервятников" на костях Фиделя?

Сегодняшнее сообщение о смерти многолетнего лидера Кубы, легендарного команданте Фиделя Кастро не потеряло своей значимости даже от того, что было давно ожидаемым. Лайф — о том, как жила и как будет жить экономика Острова свободы и останется ли в ней место для России после ухода из жизни последнего настоящего революционера планеты.

Фото: © AFP/EAST NEWS

Фото: © AFP/EAST NEWS

То, что без малого полвека пытались сделать спецслужбы США, сделала смерть. Она уже давно приговорила Фиделя Кастро. Но забрать решила лишь сегодня. В таких случаях часто говорят, что человек проиграл главный бой в своей жизни. Легендарный романтик мирового революционного движения не стал исключением. Одному Богу известно, с какими мыслями уходил команданте. Но, стоя у порога, он наверняка прошептал свою знаменитую фразу: "История меня оправдает"…

Оправдает ли?

Люди, называющие Кастро диктатором, вряд ли согласятся с этим. Действительно, Куба, ставшая после победы революции Островом свободы, так и не превратилась за несколько десятилетий правления Фиделя в место, которое можно хотя бы с натяжкой назвать райским. Да и могло ли оно стать таковым в условиях жесточайшей американской блокады, устроенной Штатами после свержения марионеточного режима президента Фульхенсио Батисты? Объективно говоря, вряд ли.

Кастро пытался оживить экономику острова благодаря идейным братьям из СССР. Уже в первые годы его правления Куба по рекомендации советских экспертов ввела систему централизованного планирования. В только что пережившей революцию стране полным ходом шла коллективизация. Уже к 1970 году под госконтролем оказались более 75% предприятий сельского хозяйства, 94% транспортных служб и почти 100% сферы связи и рыболовной промышленности. Время, которое в США до сих пор считают главным показателем бесчеловечности революционного режима, пришлось на вторую половину 60-х.

Фото: РИА Новости/Василий Малышев

Видя неспособность кубинской экономики противостоять давлению Штатов и их союзников, Кастро решает изменить предложенную советскими специалистами программу. Главным "чёрным пятном" на репутации любимца и защитника простого народа стал отказ от материального поощрения работников и переход на систему "за спасибо". Или, если говорить языком фактов, а не эмоций, Остров свободы стал местом, где широко практиковался принудительный бесплатный труд ради выполнения производственных планов. Однако отдача от этих "нововведений" предсказуемо оказалась прямо противоположной. Труд на морально-волевых оказался малоэффективным, показатели с каждым годом снижались. Осознав это, Фидель принял решение отказаться от экспериментов и неукоснительно следовать советской модели.

Это дало свои плоды. После предсказуемого периода постреволюционной рецессии кубинская экономика перешла к росту. Пик его пришёлся на вторую половину 70-х — начало 80-х. Процент занятости населения постоянно повышался. Это не могло не отразиться и на уровне совокупного национального дохода. Он ежегодно в среднем увеличивался на 5,7%. ВВП Кубы также стабильно находился в "зелёной" зоне. Особо активно этот показатель прогрессировал в 90-е. В 1995-м рост составил 2,5%, в 1996-м — сразу 7,8%, и 2,7% в 1997-м. Столь положительная статистика стала возможной благодаря грамотной экономической политике кубинского правительства, благодаря чему страна смогла относительно безболезненно пережить случившийся в начале 90-х полный крах социалистического лагеря и, соответственно, разрыв со своими главнейшими торговыми партнёрами.

Кастро сделал очень многое для привлечения иностранных инвестиций, которых с уходом СССР в историю так не хватало экономике Острова свободы. Большое внимание уделялось и индустрии туризма, ставшей одним из главных добытчиков денег для бюджета страны. Ради её укрепления Фидель пошёл даже на такое "святотатство" перед своими революционными идеалами, как легализация американского доллара во внутренних расчётах. Также за время правления Кастро Куба добилась существенного прогресса в сельскохозяйственной сфере, которая несколько забуксовала в первые постреволюционные годы из-за ошибочно сделанного упора на тяжёлой промышленности, а также в рыболовстве и металлургии. В 90-е добыча главного полезного ископаемого Острова свободы, никеля, неуклонно росла, достигая 70—80 тысяч тонн в год. Отметим, что на Кубе находится более 10% разведанных мировых запасов этого металла.

Одной из главных причин этих успехов Фиделя стала "вынужденная" либерализация национальной экономики в 90-е, вызванная крушением соцлагеря. В ней появились пусть и сдержанные, но уже чётко очерченные элементы рыночных отношений. Вторая фаза роста началась в на заре нового тысячелетия, когда дружественная Венесуэла увеличила поставки практически бесплатной нефти. Однако в последние годы жизни команданте экономика Кубы снова "забарахлила". Многие связывают это с резким падением цен на углеводороды, что значительно ограничило размер вливаний со стороны нефтегазовых союзников Кастро. Однако это далеко не единственная причина произошедшей рецессии.

Фото: © AFP/EAST NEWS

При всей революционной романтичности Фиделя, которая до сих пор способна воспламенять кровь молодёжи, в жизни этого "патриарха" также настала "осень". Нобелевский лауреат по литературе Габриэль Гарсия Маркес в практически одноимённом произведении очень метко описал образ карибского диктатора, внутри которого борьбу ведут так много чувств, что для окружающих это крайне редко заканчивается хорошо. Опасаясь нанести ущерб идеологии социалистического равенства, Кастро начал резко ограничивать доступ кубинцев к частному предпринимательству. Уже в первые годы нового тысячелетия были отклонены большинство заявок на занятие это деятельностью. На 2010 год число работников этой сферы на Острове свободы составило 143 тысячи. Для сравнения, ещё в 2005-м их было почти 170 тысяч.

Что дальше?

В последние годы Фидель превратился для Кубы из иконы правящей в просто икону. Одно серьёзнейшее заболевание, приходящее на смену другому, уже давно призывало смерть обратить взор своих пустых глазниц на увядающего правителя Острова свободы. Но она слишком долго оттягивала удовольствие. За это время фактическим главой Кубы стал брат команданте Рауль Кастро. Несмотря на беззаветное следование идеям брата, период его правления совпал с "оттепелью" в отношениях с США.

Нравится это кому или нет, но сближение с Вашингтоном было для Гаваны делом жизни и смерти, а значит — делом времени. После распада Союза, а затем и экономических проблем у своих давних друзей из Венесуэлы и России Куба осталась, по сути, в одиночестве против мощнейшего государства планеты, оказавшегося по иронии судьбы её главным врагом. 17 декабря 2014 года Рауль Кастро и президент США Барак Обама подписали коммюнике, направленное на улучшение двусторонних отношений. В тексте данного документа присутствуют такие привычные для Америки примирительно-циничные нотки, как "очевидно, что десятилетия изоляции Кубы со стороны США не принесли нам достижения цели по созданию процветающей и демократичной страны". Интересно, каким образом это должно было быть достигнуто таким способом?

После смерти Фиделя, процесс "заигрывания" Гаваны с Вашингтоном наверняка усилится. Именно так, о каком-то полномасштабном сближении двух стран в кратко- и даже среднесрочной перспективе говорить вряд ли приходится. Всё-таки образ США как главных виновников всех бед в кубинском обществе жить будет ещё долго. Да и правящая верхушка во главе с Раулем Кастро при всей своей относительной либеральности является наследницей легендарного команданте. Россия вызывает у кубинцев больше доверия, нежели Штаты, и является более предпочтительной "крышей". Но благодаря "сближению" с Вашингтоном Гавана может сделать её более щедрой и сговорчивой. На это, в частности, намекает "пробуксовка" сразу нескольких российско-кубинских проектов на Острове свободы, чему способствует возникшая за годы отсутствия Фиделя у руля государства "своевольность" его "регентской службы".

— Смерть Фиделя Кастро не отразится на экономических отношениях между Кубой и Россией, — рассказал Лайфу журналист, эксперт по Кубе Сергей Новожилов. — Там к этому событию готовились, всё было давно запланировано, на большую перспективу. Так что никаких изменений не будет. Фидель фактически уже давно не управлял страной. Курс, который проводит его брат Рауль, сохранится — это развитие экономической политики страны с подражанием китайской модели, так что контроль государства за экономикой там сохранится на ближайшую перспективу. Кубинцы любят брать кредиты на долгосрочную перспективу в отношениях с Россией, по аналогии с СССР. Потому у них особое отношение к России:в менталитете сохраняются подходы, которых руководство Кубы придерживалось в советские времена при всемерной поддержке Советского Союза. С другими партнёрами, включая США, Корею, они придерживаются других позиций, стараясь четко выполнять заключенные контракты. Отчасти поэтому проекты с ж/д транспортом с российскими партнёрами (обновление инфраструктуры в котором должны поучаствовать РЖД и Уралвагонзавод) на Кубе и могли слегка застопориться.

Фото: © Kyodo/FOTOLINK

Но, несомненно, изменения в кубинской политике и экономике после смерти Фиделя произойдут. Он, как модно сейчас говорить и даже "троллить", был своеобразной "скрепой" того острова, что благодаря его борьбе стал называться свободным. Его до сих пор любят в нищих хибарах, которыми утыканы берега Кубы, и пламенно ненавидят по ту сторону Карибского моря, во Флориде, куда после революции сбежали многие сочувствовавшие режиму Батисты. С его смертью мир в этом уголке планеты может стать менее полярным. Или, напротив, будет дан старт настоящему пиру стервятников, подоспеть к которому постараются США. Благо, что лететь совсем недалеко. Некоторые эксперты, кстати, считают, что Вашингтон в этом деле преуспеет и отношения между Россией и Кубой больше не будут прежними. 

— В мозги правящей верхушки Кубы сложно залезть, то же самое можно сказать и про Дональда Трампа с Владимиром Путиным, — сказал Лайфу экономист Ренат Бичурин. — Думаю, будут вестись тайные переговоры о мирной эволюционной передаче власти и переходе к демократии на Кубе. Вести активную политику и даже сохранять прежний уровень отношений с Островом свободы Россия не сможет. Денег нет. На Кубу пойдёт поток американских инвестиций, сначала эмигрантов, а далее — всех остальных инвесторов. Прежде всего, в сферу туризма. Сфер приложений огромное множество. Жилищное строительство, пищевая промышленность, сфера услуг. Всего чего были лишены кубинцы во время правления Кастро.

Опасается эксперт и за кубинско-российские проекты. По его мнению, на перспективах многих наших компаний работать на Острове свободы можно поставить крест. "Они (российско-кубинские экономические проекты. — Прим. ред.) окажутся неконкурентоспособными. Они начинались когда рынок страны был закрыт. Многие из них в зоне риска конечно. Про РЖД и Уралвагонзавод вообще следует забыть", — считает Бичурин.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров