Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
6 февраля 2017, 04:30

Бесполезная борьба. Европа не смогла отказаться от российских нефти и газа

Еврокомиссия подвела итоги длящегося более 10 лет проекта по снижению зависимости от доминирующих экспортёров энергоносителей. Ещё в 2005 году, когда проект только стартовал, одной из главных его целей было снижение зависимости от России. Но за прошедшие годы значительных успехов в этом добиться не удалось.

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

Впервые идея всеми доступными способами препятствовать увеличению закупок газа у России начала появляться в европейском истеблишменте ещё в начале нулевых. Тогда Европа уже несколько лет кряду снижала выработку электроэнергии и отопления от экологически грязных нефтепродуктов и переводила свою энергетику на "зелёный" газ и альтернативные источники.

На начало 2005 года зависимость Европы от России по газовым поставкам была меньше, чем сейчас: порядка 27% при годовых поставках 161 млрд куб. м (для сравнения, в 2016 году 34% при экспорте 180 млрд куб. м).

Апологетом энергонезависимости выступила Еврокомиссия. Первой ласточкой её творчества на этот счёт стала скромная брошюрка под названием "Европейская стратегия обеспечения надёжной, конкурентоспособной и долговечной энергетики".

В ней подчёркивалась необходимость диверсифицировать газовый импорт, особенно за счёт строительства внутриевропейских газопроводов и поиска новых рынков закупки газа (помимо России и Алжира). В 2015 году Европа перешла к более решительным действиям, создав так называемый Энергетический союз — организацию, которая в перспективе сможет контролировать все газовые потоки в ЕС.

Еврокомиссия ввела специальный рейтинг "концентрации поставщика" (supplier concentration index, SCI), чтобы отслеживать, как страны единой Европы выполняют указания Брюсселя в части энергодиверсификации и безопасности энергоснабжения.

Показатель "говорит о градусе диверсификации импортируемых ресурсов или же относительной значимости импорта и топливных источников в энергетическом балансе", пишут эксперты Еврокомиссии во втором докладе о состоянии Энергетического союза, имеющемся в распоряжении Лайфа (если он растёт, то это означает увеличение зависимости и наоборот. — Прим. ред.).

Двоечники реформы

Несмотря на всю мощь лоббистского ресурса и миллиарды евро, инвестированные в строительство будущих газовых трубопроводов внутри ЕС, за первые 10 лет работы стратегии по сокращению зависимости от России Брюсселю не удалось достичь существенных результатов.

Одной из целей программы было снизить импортную зависимость Евросоюза по всем топливам от единственного поставщика. Но с 2005 по 2015 год индекс концентрации поставщика, наоборот, вырос с 8,1 до 9,7 пункта, показав некоторое ухудшение в энергетической безопасности. Если посмотреть на отдельные страны, то уровень SCI разнится от менее чем 10 — в странах c высоким энергосамообеспечением (Дания, Великобритания), в странах, закупающих ресурсы у других членов ЕС (Люксембург), и в странах с низким использованием ископаемого топлива (Франция) — до более чем 60 в нескольких странах Восточной Европы, полагающихся на Россию как главный источник импорта
Доклад Еврокомиссии

Главными "двоечниками" реформы по увеличению энергобезопасности Еврокомиссия называет Болгарию, Хорватию, Эстонию, Финляндию, Венгрию, Литву и Словакию, "полагающиеся на крупнейшего поставщика газа в Европу — Россию, в большей части по газу, но также и по нефти … что означает усиление зависимости от одной компании".

Очевидно, под "одной компанией" имеется в виду российский "Газпром", обладающий монопольным правом на экспорт газа из России в ЕС. Именно увеличение газовых закупок в первую очередь стало причиной ухудшения энергобезопасности в большинстве стран ЕС.

По данным ЕК, у 9 из 28 стран — членов ЕС газовая диверсификация сильно ухудшилась, пятеро из "отстающих" — страны из Восточной Европы. В Еврокомиссии полагают, что это причина бить тревогу: с постоянным падением собственной добычи уровень импортной зависимости по газу у более чем половины стран из ЕС превысил 90%. По данным ЕК, с 2005 года доля импортного газа в общем потреблении всех стран союза выросла с 57 до 67%.

P5QP=P8P:P8"">

 

Источник: Евростат

В основном таким взрывным ростом газового импорта Евросоюз обязан двум "отличникам" — Венгрии и Болгарии, пишут эксперты ЕК.

Венгрия стала бесспорной рекордсменкой в повышении импортной зависимости: в 2014 году весь газ она закупала в России, в то время как в 2005 году импорт также шёл из западноевропейских и центральноазиатских стран, — отмечают эксперты.

Болгария же не столь последовательна в своей дружбе с Россией. Именно из-за её неопределённой позиции России пришлось на самом корню зарубить “Южный поток”, хотя затем, как писали СМИ, местные чиновники не раз приглашали Россию вернуться к проекту. Несмотря на то что Россия постоянно даёт понять, что возврата к проекту не будет, Болгария упорно надеется на увеличение прокачки.

Согласно последней концепции своего газового рынка, к 2020 году страна рассчитывает стать крупным транзитёром и покупателем российского газа, планируя прокачивать до 63 млрд куб. м газа и потреблять порядка 4 млрд куб. м (сейчас — 3,11 млрд куб. м).

Не радует еврокомиссаров Болгария и по другим направлениям, например по нефти: по ней она стала антирекордсменкой среди европейских стран. Россия фактически монополизировала местный нефтяной рынок, в то время как в 2005 году часть поставок велась, к примеру, из Казахстана, следует из доклада.

Кстати, нефть доставляет европейским чиновникам больше всего головной боли: за 10 лет импортная зависимость по чёрному золоту возросла на 7% — до 88% в 2014 году, — 22 страны ЕС из 28 вынуждены более чем на 50% полагаться на импорт. 

Всего, по данным ЕК, общий уровень энергетической SCI вырос у 16 стран — членов ЕС, то есть более чем у половины из 28. Рост отражает ухудшение показателей по диверсификации поставок.

 

 

Источник: Евростат

Впрочем, часть восточноевропейских стран всё же смогла вписаться в первую десятку "отличников" энергетической реформы ЕС. К примеру, до сих пор Словения — крупный клиент "Газпрома" — постепенно снижает закупки.

По данным "Газпром-экспорта", с 2005 по 2015 год они упали с 0,67 до 0,48 млрд куб. м газа в год. Примерно вровень с ней идёт Хорватия — за 10 лет она уменьшила долю российского газа в своём импорте с 86 до 56%, отмечает ЕК. Впрочем, снижая газовые закупки, страна последовательно наращивала угольные: с 2005 года доля российского угля здесь увеличилась с 25% до более чем 90%, беспокоится комиссия.

В целом 22 европейские страны смогли даже перевыполнить поставленную Еврокомиссией задачу и снизили энергетический импорт из-за пределов ЕС по большей части за счёт замещения традиционных ископаемых альтернативными энергоисточниками — ветром, биотопливом и солнечной генерацией.

Дело — труба

"Зелёная" генерация во многом поддерживается местными властями и Еврокомиссией. На программу ЕК уже потратила 2,2 млрд евро, говорит аналитик венгерского Регионального исследовательского центра по энергетической политике (REKK) Нолан Тиссен (Nolan Theisen).

Если бы не эти вливания, вряд ли бы мы увидели такой взрывной рост самодостаточности в странах Северной и Западной Европы, — считает он.

"Газпром" держит сравнительно низкие цены на топливо, в особенности по долгосрочным контрактам, говорит эксперт.

Многие страны Восточной Европы в отсутствие развитой инфраструктуры привыкли работать с Россией именно по таким договорам. Таким образом, пока такие страны, как Польша, Венгрия или же Эстония, не будут полноценно связаны системой трубопроводов, к примеру, с той же Германией, рассчитывать на растущие темпы диверсификации было бы странно, — заключает Тиссен.

Еврокомиссия, естественно, это понимает. Например, развитие трубопроводных систем Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии довольно чётко вписано в план работы по диверсификации поставок до 2020 года. Но прежде ЕК хотела бы, чтобы "Газпрома" не было среди владельцев газотранспортных систем этих стран, ранее говорили близкие к Еврокомиссии источники. Не случайно препятствование "Газпромом" перетоку газа между ними является одним из главных обвинений по отношению к нему в рамках продолжающегося антимонопольного расследования ЕК. Ожидается, что его итоги озвучат весной 2017 года.

Согласно последним предложениям Еврокомиссии, через несколько лет Европа должна будет быть поделена на девять зон. В наиболее "уязвимых" восточных регионах Германия будет в одной зоне с Польшей, Чехией и Словакией; Венгрия — с Австрией, Италией, Словенией и Хорватией; Болгария — с Грецией, Румынией и балканскими государствами; Финляндия — со странами Балтии. Таким образом, предполагают в ЕК, странам не придётся зависеть от одной трубы.

— Учитывая изменение политического ландшафта ЕС, можно прогнозировать, что давление на "Газпром" будет снижено и странам Восточной Европы позволят сохранить текущие объёмы покупки газа у российской компании, — считает ведущий аналитик Amarkets Артём Деев.

По его мнению, поскольку все альтернативные проекты, которые должны были снизить зависимость ЕС от российского газа, ни к чему не привели, доля России в энергопоставках в ЕС будет увеличиваться и в конечном итоге достигнет 35% рынка.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров