Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 сентября 2016, 07:00

Уйти нельзя остаться: как партии и кандидаты снимают конкурентов с выборов

В рамках думской избирательной кампании появляется всё больше сообщений о попытках снятия кандидатов с подачи их оппонентов. По мнению экспертов, это излюбленная техника борьбы, помогающая в легальном политико-правовом поле "потрепать" нервы конкурентам и выбить их из предвыборной гонки. Иногда такой стиль ведения кампании — гораздо эффективнее агитации. "Попадаются" кандидаты-неудачники чаще всего на неправильно оформленных подписях, сокрытии судимости, а также неверном заполнении деклараций. Главное — найти хорошего юриста. Лайф совместно с политологами решил разобраться, за что и как можно отстранить кандидата и даже целую партию от предвыборной гонки.

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович/Алексей Куденко/Виталий Аньков

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович/Алексей Куденко/Виталий Аньков

В этом цикле предвыборной гонки появляется всё больше сообщений о попытках снятия тех или иных кандидатов их конкурентами. Так, например, Курский областной суд отменил регистрацию всего списка кандидатов в депутаты Думы от партии "Яблоко". Иск был подан региональными отделениями партий ЛДПР и "Зелёные", которые ссылались в своём заявлении на нарушения законодательства. При этом у областного избиркома не было претензий к партии "Яблоко" и их список ранее был зарегистрирован. 

Ведущий политический юрист России Олег Захаров объяснил Лайфу, что такого рода судебные иски представляют собой "отработанную технологию":

— В прошлом году эсеры отправляли своего юриста по регионам: он искал нарушения в документах и подавал в суды. Таким образом было инициировано три судебных разбирательства, а также снят целый список партии "Родина" на выборах в Рязанскую городскую думу — получается, что "потопить" соперника в суде на этапе регистрации партийного списка или одномандатника стало своего рода традицией избирательной гонки в России.  

Политтехнолог Олег Матвейчев рассказал Лайфу, что тенденция к "снятию" своего оппонента хоть и пошла на убыль после избирательной реформы 2012 года, до сих пор актуальна, в частости на региональных выборах: 

— До 2012 года "снятие" соперника с помощью законодательных "ловушек" было основным средством политической борьбы, а избирательный юрист — самой высокооплачиваемой профессией на выборах, — отмечает он. — Сейчас кандидатов отстраняют только по очень жёстким основаниям. Кроме того, даже когда эти основания находятся, часто суды восстанавливают кандидатов обратно.

Так было на губернаторских выборах в Омской области в прошлом году, где у Олега Денисенко от КПРФ обнаружились недочёты. Однако Верховный суд разрешил ему участвовать, несмотря на то что при проверке подписей муниципальных депутатов, необходимых для прохождения так называемого "муниципального фильтра", обнаружилось, что за кандидата-коммуниста Денисенко подписался тот же человек, что и за действующего губернатора Назарова, что категорически запрещено законом. 

Учредитель и член Российской ассоциации политических консультантов Олег Захаров, напротив, уверен, что сейчас судебное преследование противника по инициативе оппонентов является основной причиной отстранения кандидатов и даже целых списков партий.

— Конфигурация законодательства изменилась. Раньше основную массу отстранений от выборов занимали отказы избирательной комиссии, которые стали очень редки из-за новых требований. Теперь суды, инициированные конкурентами, являются главной причиной снятия кандидата с предвыборной гонки, — добавил ведущий политический юрист России. 

Совместно с экспертами Лайф выявил самые распространённые причины отстранения кандидатов. 

Подписные листы могут "похоронить" любого кандидата

Недостатки в подписных листах по-прежнему остаются главной причиной снятия множества кандидатов. Политконсультант Олег Захаров полагает, что самовыдвиженцы практически обречены быть отстранёнными от выборов, так как найти в таких документах ошибки не составит труда для опытного юриста.

— Есть два способа снять кандидата посредством подписей: через проверку правильности указания адресов и паспортных данных, которые проводят через систему МВД, и с помощью экспертов, которые проверяют подлинность подписей, — поделился юрист способами "забраковки" подписных листов.

Как посказывает практика идущей избирательной кампании, более 80% самовыдвиженцев получили отказ в регистрации именно на этапе проверки подписных листов с помощью баз МВД и почерковедами при анализе поданных документов в областных избирательных комиссиях.

Судимость как факт биографии

Раньше закон обязывал указывать неснятую и непогашенную судимость. Затем он запретил избираться осуждённым по тяжким и особо тяжким преступлениям.  

Сейчас все кандидаты обязаны указывать любой вид судимости, который у них когда-либо был.

— Согласно Уголовному кодексу, судимость гасится спустя определённый срок, однако в избирательном праве судимость остаётся с кандидатом навсегда, — рассказывает учредитель и член Российской ассоциации политических консультантов Олег Захаров, — это факт биографии, который государство обязывает указать кандидата, даже если в уголовно-правовом смысле эта судимость давно исчезла. 

Так, многие кандидаты уже погорели на своём несерьёзном отношении к этому пункту при подаче документов. Среди них, например, самовыдвиженец Алий Тоторкулов, подававший документы для регистрации в Карачаево-Черкесии:

— Несмотря на то что обвинительный приговор ему был отменён, на прошлой неделе Верховный суд признал законным отказ в регистрации кандидата, — комментирует ситуацию юрист Олег Захаров, — дело в том, что какое-то время обвинительный приговор у Тоторкулова всё же был. Раз дело было прекращено не в связи с его оправданием, а в связи с тем, что изменилась обстановка, считается, что судимость у него была. В то время как кандидат был искренне уверен, что он не должен указывать наличие судимости. 

Ещё один случай отстранения кандидата "по наводке" политического конкурента произошёл в Татарстане. Экс-кандидат в депутаты Госдумы от "Яблока" Ирек Муртазин также забыл указать одну из двух своих судимостей.

— Статья "Клевета" была какое-то время назад декриминализована, то есть перестала быть уголовным преступлением, но потом её вновь вернули в Уголовный кодекс. Суд руководствовался тем, что такое деяние на данный момент в уголовном праве присутствует. Это значит, что его нужно было указать, — объяснил Олег Захаров. 

По мнению политтехнолога Олега Матвейчева, в рамках этой избирательной кампании кандидата легче всего подловить на неправильно указанных сведениях. Также актуальны вопросы, связанные с финансированием, которые предъявляются кандидатам. Например, превышение избирательного фонда. Встречается и незаконная агитация — чаще это распространение материалов без уведомлений, с превышением тиражей, нарушением авторских прав. 

Кандидатский минимум

Оказалось, что проблемы с присвоением учёной степени хоть и не являются самым распространённым поводом для отстранения, как способ отстранения тоже эффективны.

— Если кандидат указал диплом кандидата наук, а потом его оппонент нашёл в нём плагиат, то он может обратиться в Высшую аттестационную комиссию. Далее последует разбирательство. Если диплом будет аннулирован, уже можно будет говорить о снятии кандидата, так как диплом о наличии учёной степени также подаётся при регистрации кандидата в составе федерального списка или по одномандатному округу и фальшивый диплом является, таким образом, подделкой документа, что может послужить основанием для аннулирования регистрации, — пояснил Олег Матвейчев. 

Жрецы Фемиды решают всё

Как удалось выяснить Лайфу, причины для снятия можно найти самые разные. Ясно одно: грамотный высокооплачиваемый юрист, зарплата которого составляет до 1,5—2 млн руб., за несколько месяцев избирательной кампании может существенно осложнить избирательную кампанию потенциальному конкуренту.

Политтехнологи даже жалуются на то, что выборы превратились в "битву политических юристов". Опытный юрист Олег Захаров уверен: "Выборы определяются конфигурацией кандидатов". По его мнению, это намного важнее программ, агитации, стратегий.

— Если оставить у своего оппонента кучу спойлеров, которые будут оттягивать у него голоса, шансы на победу значительно повышаются, — добавил он, — тем более что юристы могут не только "зачистить" врагов, но и обезопасить самого кандидата от подобных рисков. 

Эксперт в области политтехнологий Олег Матвейчев отмечает, что предвыборный юрист должен уметь работать и в "защите", и в "нападении". Силы юридической поддержки тех или иных партий прямо пропорциональны возможностям и бюджетам политических субъектов.

— Самые сильные юристы у "Единой России". Это пример чистого и грамотного подхода к подготовке документов, — добавляет Матвейчев, — прежде всего это юристы "защиты", которые следят за тем, чтобы партия сама не нарушала закон.

Следом, по мнению политолога, идёт "Справедливая Россия". Как отмечает он, у них довольно неплохие юристы всех направлений.

У всех остальных партий, тем более непарламентских, ситуация гораздо хуже. КПРФ, имея мощную юридическую команду, подвёл политический подход к подаче документов, полагает Олег Матвейчев.

— Раз мы — парламентская партия, то мы имеем право нарушать закон, — отмечает политолог, комментируя многочисленные снятия коммунистов из-за проволочек с документами. — Они думали, что всё им сойдёт с рук: Верховный суд их восстановит. Однако администрация президента перед выборами ясно дала понять: "Закон одинаков для всех". 

Следует отметить, что рядовые граждане не могут снимать с выборов потенциальных депутатов. Подать иск имеют законное право только субъекты избирательного процесса — это избирательная комиссия и политические конкуренты.

Тем не менее гражданин имеет право оформить жалобу на действия того или иного кандидата в соответствующей избирательной комиссии. Она вынесет предупреждение кандидату либо же отменит его регистрацию. Документы можно отправить в ЦИК, а также в соответствующий суд субъекта Федерации.

После оформления жалобы в течение пяти дней должно быть назначено заседание и вынесено решение по запросу в отношении дальнейшей судьбы потенциального депутата. 10 дней даётся на его обжалование:

— Если решение вступает в силу, в течение 10 дней можно подать кассацию в Верховный суд, если этого не происходит, решение вступит в законную силу, — поясняет политтехнолог Олег Матвейчев. 

Правда, не всегда суд признаёт действительными обвинения юристов "нападения". Так, Нижегородский суд отклонил иск "Коммунистов России" о снятии с выборов кандидата от КПРФ Алексея Запоева. 

А Ханты-Мансийский окружной суд признал неправомерным требование ЛДПР снять с выборов список Партии роста в региональное Законодательное собрание. К слову, это уже восьмой процесс, инициированный ЛДПР в отношении партии, причём ни один из исков не удовлетворили. 

Избирательный юрист Олег Захаров отметил, что за его 16-летнюю практику работы юристом "нападения" он всего раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда не смог найти оснований для снятия кандидата, которого потом успешно зарегистрировали.

— Во всех остальных случаях мы находили такие ошибки, которые можно было вынести в судебную плоскость. Другое дело, что порой суд не вставал на нашу сторону, — отмечает эксперт.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров