Регион

Уведомления отключены

17 октября 2016, 05:30

Генпрокуратура не хочет сажать тинейджеров за склонение других к самоубийству

Генпрокуратура считает, что виновных в "склонении к суициду" можно сажать только по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Генпрокуратура России неоднозначно отнеслась к законопроекту сенатора Антона Белякова, который предлагал внести в Уголовный кодекс новый термин и статью — "Склонение к суициду". В рамках новой статьи он предлагал сажать виновных на срок до 8 лет. По его мнению, так можно бороться с создателями многочисленных групп самоубийц в соцсетях. В правительстве законопроект поддержали, но с оговорками. Так, в Генпрокуратуре, почитав законопроект, решили, что в таком виде его положения очень напоминают уже существующую статью "Доведение до самоубийства". Кроме того, прокурорам не понравилась идея сажать за это подростков. 

Поводом для законопроекта сенатора Белякова стала ситуация с детским и подростковым суицидом в России. В 2013 году Роспотребнадзор обнародовал данные, согласно которым Россия вышла на первое место в Европе по количеству детских самоубийств. Основной причиной этой ситуации назвали влияние Интернета на неокрепшую детскую и подростковую психику. По данным Следственного комитета, только за первый квартал 2016 года свели счёты с жизнью 162 ребёнка и подростка. Это выше уровня 2015 года на 10%. Тогда погибли при совершении суицида 147 несовершеннолетних.

Сенатор Антон Беляков рассудил, что сейчас в УК есть только статья 110. По ней можно завести уголовное дело за "доведение до самоубийства", совершённое путём угроз и жестокого обращения, и наказывается это ограничением свободы на срок до 6 лет. В то же время законодательство большинства стран ЕС рассматривает не только "доведение до самоубийства", но и подстрекательство и пособничество в самоубийстве как преступление. Например, уголовная ответственность за подстрекательство и пособничество в самоубийстве есть в Австрии, Алжире, Аргентине, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Испании, Италии, Канаде, Швейцарии, Франции.

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

Действительно, технологии не стоят на месте, поэтому нужно учитывать, что людей доводят до суицида и более тонкими методами внушения. Как отмечают эксперты, чаще всего совершали самоубийства не дети, имевшие существенные социально-психологические, материальные проблемы, а именно жертвы жестокой пропаганды.

— Самоубийства подростков зачастую связаны с их общением в Интернете, — пишет автор законопроекта. — Множество закрытых групп в соцсетях буквально заманивают в свои сообщества школьников, внушая им мысли о собственной недостойности, никчёмности для окружающего мира и бессмысленности дальнейшего существования. Главной проблемой в борьбе с такими ресурсами остаётся весьма слабая система санкций против подстрекателей к самоубийству.

Зачастую владельцы "сайтов смерти" отделываются только небольшими штрафами, а через какое-то время опять создают новые площадки для самоубийц. В мае социальная сеть "ВКонтакте" оказалась в центре грандиозного скандала — именно там общались потенциальные самоубийцы. Всё началось после гибели девочки Рины на Дальнем Востоке. Она бросилась под поезд из-за несчастной любви. Подростки подхватили эту идею и создали сотни сообществ, продвигающих идею суицида и представляющих её в положительных тонах. Это и привело к всплеску детских самоубийств.

Именно поэтому Беляков предложил новую статью УК.

— Законопроект дополняет УК статьёй 110.1 "Склонение к самоубийству и содействие совершению самоубийства". Склонение к самоубийству путём уговора, подкупа, обмана, предоставления информации, направленной на формирование привлекательного восприятия суицида, в том числе содержащейся в СМИ и Интернете, а также содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением средств и орудий совершения самоубийства наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Наказанию подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста, с которого, согласно законодательству РФ, наступает уголовная ответственность, — говорится в законопроекте.

Фото: © Flickr / Matthew Hale

В целом законопроект сенатора поддержали в аппарате правительства и в профильных министерствах и ведомствах. Положительный отзыв, например, дали МВД и Минюст, но с маленькими оговорками о необходимости проработать механизмы.

Однако в Генпрокуратуре решили, что в таком виде положения законопроекта Антона Белякова очень напоминают уже существующую статью "Доведение до самоубийства", и предлагают более чётко прописать в законопроекте понятие "склонение к самоубийству". Кроме того, прокурорам очень не понравилась идея привлекать к уголовной ответственности подростков.

— Проектируемыми вторыми частями статей 110, 110' УК предусмотрена ответственность за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних. Не оспаривая необходимость установления повышенной ответственности за такие деяния, полагаем, что нести её должны лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, — говорится в отзыве Генпрокуратуры.

Похожее отношение к инициативе сенатора Белякова сложилось и в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. У учёных-правоведов, как и у прокуратуры, появилось несколько замечаний. Так, аналитикам непонятно, кого привлекать за создание положительного образа суицида в Сети и СМИ.

— Возникает неопределённость в вопросе, кто может привлекаться в качестве субъекта такого преступления, — считают специалисты института.

Они также советуют автору законопроекта чётко прописать термин "склонение", иначе, по их словам, его смысл может слиться с термином "доведение до суицида".

Эксперты поддерживают идею дополнить УК новым понятием, но говорят, что нужно тщательно проработать все его положения.

— Ответственность должна лежать на юзерах, размещающих посты о самоубийствах, а не на интернет-площадках, которые предоставляют лишь место, — говорит адвокат бюро "Деловой фарватер" Антон Соничев Лайфу. — Сейчас если в соцсетях пользователи размещают, например, чужие фотографии, то ответственность несут они, а не сами соцсети. Последние только удаляют ненадлежащий контент. В случае со склонением к самоубийству, скорее всего, будет аналогичная ситуация.

Фото: © Flickr / Silvia Sala

Не всё так просто и с доказательствами. Если с уговорами, обманом и подкупом всё относительно понятно, то с размещением материалов, выставляющих суицид в положительном свете, — нет.

— Наказывать предлагают за склонение к самоубийству через уговоры, подкуп, выставление самоубийства в привлекательном свете. Здесь по умолчанию есть умысел. Сложно ведь представить, что кто-то без умысла уговаривает другого человека расстаться с жизнью. Нужно лишь доказать сам факт уговоров — через свидетельские показания, переписку, аудио- или видеозапись. С обманом и подкупом аналогично, — пояснил адвокат. — С размещением материалов, которые выставляют самоубийство в привлекательном свете, сложнее. Тут нужно будет доказать, что человек знал об эффекте, который оказывают его посты, но всё равно продолжал их размещать. Также может возникнуть проблема с оценкой того, выставляют ли конкретные материалы самоубийство в привлекательном свете.

Специалист-суицидолог Марина Панфилова выступает за более жёсткое наказание тех, кто доводит детей до самоубийства.

— Если совпали все факторы и нервное напряжение у ребёнка достаточно высокое, то его можно довести до самоубийства буквально одним словом, — говорит Панфилова. — Поэтому я за введение ответственности в том числе и за склонение подростка к самоубийству.

Она привела пример из своей практики. В одной из школ учитель громко, на весь класс, сделал замечание подростку.

— Педагог сказал, что от того "воняет, как от козла", — процитировала Панфилова.

Одноклассники немедленно засмеялись, униженный ученик выкрикнул учителю в ответ что-то обидное. Началась перепалка. В итоге мальчик выскочил из класса с аффектом. Изменился его статус в классе, что очень травмировало парня. Все смеялись над ним, и ситуация была, по словам Панфиловой, на грани риска суицида.

— Было очень много подобных ситуаций, когда родители обращались в суд по поводу провокации суицидального риска, — сообщила Лайфу Панфилова.

Юрист Татьяна Пашкевич из компании BMS Law Firm уверена, что доведение до самоубийства — это более грубая форма давления на человека. А склонение — мягкая. Тем не менее и за это нужно наказывать.

Фото: © Flickr / Silvia Sala

— Интернет стал глобальным пространством, которое формирует сознание детей и подростков. Он не имеет границ, не ограждает подростков от ненормативной информации, которую им совершенно незачем знать, да и родители зачастую не в состоянии отследить интересы своих детей. Именно поэтому нужна защита со стороны государства, и введение новой статьи в какой-то мере сможет остановить потенциальных преступников, — говорит она.

Она считает, что привлекать к ответственности нужно лишь тех, кто к моменту совершения преступления достиг 16-летнего возраста, как того требует закон.

По мнению директора Центра правовой психологической помощи Михаила Виноградова, причины, по которым дети идут на смерть, по взрослым меркам могут показаться совершенно нелепыми.

— Если взрослые бегут от жизненных неурядиц, безденежья и болезней, то дети могут наложить на себя руки из-за пустяковой (по мнению взрослых) ссоры. В таком возрасте они не знают цены жизни, поэтому она для них ничего и не стоит, — заявил Лайфу Виноградов.

А вот представители СКР считают, что многие детские суициды можно было предотвратить, если бы милиционеры и врачи не относились к детям формально.

— Они появляются лишь тогда, когда ребёнок уже наложил на себя руки, — заявил Лайфу один из сотрудников СК РФ по Москве.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров