Регион

Уведомления отключены

23 апреля 2019, 16:05

Доставка через все круги ада. Кто ответит за смерть курьера "Яндекс.Еды"

Фото: © Shutterstock, Pixabay

Фото: © Shutterstock, Pixabay

На выходных СМИ облетела новость о смерти курьера "Яндекс.Еды" в Санкт-Петербурге. У 21-летнего парня остановилось сердце, и он замертво упал с велосипеда. После инцидента работники сервиса начали обнародовать детали невыносимых условий работы в службе доставки, после которых многим приступ не кажется случайностью. Лайф рассказывает, что именно выяснилось про работу в "Яндекс.Еде" и чем может обернуться эта история для компании.

Артык Орозалиев скончался во время выполнения заказа. Прохожий, который был с Артыком последние секунды его жизни, говорит, что курьер попросил купить сигареты и спустя миг замертво упал с велосипеда. Экспертиза показала, что причиной смерти стала остановка сердца.

Родственник погибшего рассказал, что Артык никогда не жаловался на здоровье, а в "Яндексе" ему нравилось. Впрочем, накануне трагедии парень рассказывал про сложный график и штрафы. Семья Артыка не думает ни о каком возмездии и хочет только одного: чтобы в дальнейшем с другими курьерами не происходило ничего подобного.

Тяжело, но не обязательно смертельно

Как сообщают СМИ, ссылаясь на коллег Артыка, парень умер в день, когда его смена длилась 10 часов без перерывов. Отдыха не было, потому что не разрешал супервайзер. Кажется, что в современном мире такого не может быть. Но, увы, это правда, и случай с Артыком — не единственный. Интернет-газете "Фонтанка" сотрудник доставки рассказал, как ему лично в течение шести часов не давали перекурить.

Кардиолог, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации Юрий Серебрянский считает, что такие нагрузки избыточны, однако это совсем не значит, что они напрямую приводят к смерти. Тем более у молодых людей.

Фото: © РИА Новости / Сергей Пятаков

Фото: © РИА Новости / Сергей Пятаков

— Смерть совершенно здорового молодого человека при такой нагрузке маловероятна. Я склоняюсь к версии, что это случай внезапной смерти у молодых людей. Часто они происходят на фоне сердечной недостаточности, связанной с врождёнными заболеваниями, которые дают о себе знать при интенсивной работе. Более точный ответ в этой ситуации можно получить только после вскрытия, — рассказал Юрий Серебрянский.

Доставка через все круги ада

На смерть курьера обратили внимание не только журналисты, но и пользователи социальных сетей. В "Твиттере", например, неравнодушные люди запустили что-то вроде флешмоба: в постах с хэштегом #ЯндексСмерть они делятся мнением о случившемся и требуют ответа от агрегатора. Но куда интереснее народного негодования то, что в ходе акции сами сотрудники "Яндекс.Еды" начали рассказывать о невыносимых условиях работы. Самая популярная ветка обсуждений за несколько дней набрала больше 11 000 лайков и 3000 репостов. Её автор анонимно публикует рассказы курьеров.

В одном из рассказов супервайзер просит курьера пройти 4 км за 14 минут. Тогда как сторонний навигационный сервис показывает, что на этот путь даже на общественном транспорте уйдёт 23–24 минуты, пешком — все 40. Не успеешь? Штраф. В другой похожей ситуации курьер в ответ на жалобу о некорректном расчёте времени получил от супервайзера равнодушное: "Постарайся как можно быстрее добраться до точки назначения". На других скриншотах видно, как агрегатор влепил курьеру долг 773 рубля ни за что: у него было 0% опозданий. Ребята жалуются, что в фирменных зимних куртках уже жарко, но им отвечают, что переодеваться рано. А снимать нельзя — штраф. К слову, о куртках. Кардиолог Юрий Серебрянский говорит, что в тёплую погоду они оказывают на организм отнюдь не позитивный эффект.

Штрафует компания рядовых сотрудников за малейшие нарушения. Нередко с зарплат удерживают даже из-за багов приложений: например, запланированные смены могут сами собой поменяться или просто отмениться. Да что уж там… Даже смерть — не оправдание. Артык Орозалиев попал в список провинившихся на следующий день после своей кончины.

Перемен требуют сердца курьеров. Но не таких

Фото: © РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Фото: © РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В том же треде оперативно публикуются скриншоты корпоративной рассылки в "Яндекс.Еде". Так, стало известно, что вскоре после инцидента в Санкт-Петербурге столичное подразделение организации ввело фиксированную минимальную ставку — 150 рублей в час. Она действует даже в дни низкой загруженности или отсутствия таковой вообще. Однако, чтобы не потерять льготу, необходимо выполнять ряд требований. Нарушение даже одного из них лишает права на минимальную ставку. А как раз таки одно из правил соблюсти очень сложно. "Яндекс.Еда" требует, чтобы курьеры принимали заказы в ресторанах в течение полутора минут. Однако это возможно далеко не всегда, поскольку в наименьшей степени зависит от курьера.

Разумеется, вылившиеся в соцсети откровения агрегатору совсем не на руку. Поэтому компания чуть ли не угрожает курьерам "ответственностью за распространение подобных материалов".

Официальный представитель "Яндекс.Еды" Ася Шестакова рассказала Лайфу, что компания контактирует с курьерами и учитывает их предложения и пожелания.

— Все обращения и жалобы от курьеров оперативно рассматриваются службой поддержки сервиса. Это главный и единый центр, где курьеры могут задать любой вопрос или предложить своё решение текущей проблемы, — рассказала Шестакова.

По её словам, начиная с прошлого года компания проводит ежемесячные анонимные опросы курьеров, чтобы узнать, что их больше всего тревожит и не устраивает в работе с конкретной службой доставки, с которой она сотрудничает.

— Это также касается, если возникает спорная ситуация некорректного обращения супервайзера из партнёрской службы, где работает курьер. Мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами. Также в ближайшее время мы рассмотрим варианты технологических решений для того, чтобы организовать контроль над переработками в курьерском приложении, чтобы они не брали много длинных смен, — добавила Шестакова.

Отчасти, конечно, это решит проблему: конкретно на службе у "Яндекс.Еды" курьеры от переработок, скорее всего, больше не будут умирать. Но не надо быть гением, чтобы понять, что курьерам это поможет едва ли. Отработав короткую смену в одном месте, человек пойдёт на смену в другом, чтобы свести концы с концами. Возможно, люди в цветных куртках не стремились бы перерабатывать, если бы их зарплата была выше. Однако, прежде чем обвинять агрегатор в жадности, надо понимать, во сколько курьеры обходятся одной из крупнейших IT-компаний в России. И кто вообще платит курьерам.

— Говорить про "Яндекс" в контексте зарплат курьеров я бы не стал. Поскольку уверен, что они работают не на IT-компанию, а на какую-нибудь рекрутинговую контору, которая вообще выведена из-под Трудового кодекса. А без грамотно составленного трудового договора добиться повышения заработной платы сложно. Другое дело, если бы у курьеров был профсоюз. Тогда можно было бы составить ряд требований, с которыми работодатель будет обязан считаться. В них будет оговорена и заработная плата, и, к слову, лимит рабочей смены, который не позволит курьерам работать до посинения, даже если они того захотят, — говорит генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России Сергей Храмов.

Добиться человеческого отношения от работодателя сложно, но возможно

Допустим, корреляция между спонтанными переработками и смертностью мизерная. Но это не значит, что нужно мириться с нечеловеческими условиями работы. Бороться с ними, по словам Храмова, сложно, но возможно.

Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

— В случае с переработками Государственная трудовая инспекция просто взимает штраф. Причём весьма небольшой и не в пользу пострадавшего. Другое дело, если нарушение Трудового кодекса привело к летальному исходу. В случае со смертью курьера "Яндекс.Еду" и его партнёров ждут жесточайшие проверки. В худшем случае какому-нибудь менеджеру дадут три года условно, — говорит Храмов.

Спикер считает, что самый действенный способ достучаться до работодателя, который пренебрегает Трудовым кодексом, — это профсоюзы. Только не те, что обслуживают недобросовестные компании, так как они, вероятнее всего, ангажированы. Нужно создавать свои профсоюзы и уже через них вызвать профсоюзную инспекцию труда.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

К слову, о жесточайших проверках. Лайфу в Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге ответили, что орган власти уже начал проверку в отношении "Яндекс.Еды" по факту смерти Артыка Орозалиева. Более того, инспекция решила не ограничиваться своими ресурсами и привлекла к расследованию Следственный комитет и прокуратуру.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров