Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 сентября 2016, 13:55

Мой первый полёт: Пилоты российских авиакомпаний поделились воспоминаниями

Российские пилоты рассказали Лайфу, как начинается лётная карьера и через какие важные этапы должен пройти каждый.

Коллаж © L!FE  Фото: © kinopoisk.ru/Поймай меня, если сможешь, Экипаж (2016), Экипаж (1979)

Коллаж © L!FE  Фото: © kinopoisk.ru/Поймай меня, если сможешьЭкипаж (2016), Экипаж (1979)

Первое пилотирование

Перед тем как совершить свой первый самостоятельный полёт, курсант должен пройти ознакомительный — в присутствии инструктора, который даст свою оценку и допустит к следующему этапу. 

— Самый первый рейс... Ты словно маленький ребёнок. Выучил теорию, подходишь к самолёту, первый раз обходишь его по кругу и внимательно осматриваешь, знакомишься с ним, заправляешь, садишься с инструктором в самолёт. Полёт длится 30 минут — достаточно волнительных. Но этот полёт не самый главный в жизни пилота. Существует так называемый САМ — первый самостоятельный полёт. Это когда вы вдвоём с другим курсантом выполняете полёт по кругу в районе аэродрома.

— Первый полёт я помню как сейчас, это было в Ульяновске. Стояла отличная погода, в небе ни облачка. Волнение не отпускало до того самого момента, пока я не сел на левое кресло пилота и не пристегнулся. После этого волнение как рукой сняло. Полёт по кругу длился приблизительно 6 минут. Посадка была не идеальная, но в посадочные знаки на полосе я попал точно — и радости не было предела.

— У нас при подлёте к аэродрому в ходе выполнения тренировочного задания возникли трудности с переконфигурацией самолёта: не выпускалась одна стойка шасси. В этот момент я и мой коллега синхронно посмотрели на индикацию и приняли решение доложить об этом диспетчеру и командиру эскадрильи, чтобы согласовать действия по урегулированию ситуации. Откровенно говоря, стресс присутствовал, но нас к этому готовили на тренажёрах. Мы приступили к процедуре устранения отказа. В итоге мы всё-таки выпустили все стойки шасси, переконфигурировали и подготовили самолёт к посадке и благополучно приземлились.

Посвящение в лётчики

По обычаю после первого полёта в училище пилоты обмениваются подписанными сигаретами. Обычно их подготавливают заранее: ставят дату, бортовой номер, а иногда оставляют пожелания или ассоциации. После выпуска коллекцию каждого лётчика составляет целая пачка разных сигарет.

 Когда я вышел из самолёта, меня встречали мои товарищи, желающие поздравить меня с первым полётом. Каждый вручил мне подписанную сигарету. Но самые важные и приятные слова всё-таки говорит наставник — инструктор, а командир отряда вручает почётную грамоту, которая всю жизнь будет напоминать об этом важном дне. И по традиции и правилам в этот день ты больше не летаешь, — говорит пилот.

— Мне на сигарете написали "Тебя потеряла медицина", так как у меня мама врач, так что я немного соображал в этой области и по элементарным вопросам мог дать совет своим друзьям, — вспоминает другой.

В роли второго пилота

Когда курсантские полёты подходят к логическому завершению, начинается новый виток в карьере лётчика. Каждый пилот проходит свой контрольный полёт в качестве второго пилота — говорят, именно тогда он начинает осознавать всю прелесть лётной профессии.

 Мой первый полёт на позиции второго пилота — стажёра был по маршруту Новосибирск — Бангкок на "боинге-757". Погода на всей дистанции была хорошая, курсантская. Чувства были, конечно, непередаваемые: наконец-то это не Як-18Т, а тяжёлый — 116-тонный — авиалайнер! Но ещё сильнее было чувство ответственности, потому что это уже был не тренировочный полёт, а настоящий пассажирский рейс, поэтому всё хотелось сделать чётко. Первый полёт по программе подготовки должен выполняться в качестве pilot monitoring, то есть в обязанности входят вещи вроде ведения связи и заполнения документов.

— Запомнился мне особенно мой второй полёт — по маршруту Бангкок — Иркутск, так как инструктор возложил на меня серьёзные обязанности, соответствующие функции pilot flying. Это значило, что я должен буду в том числе выполнять и взлёт, и посадку. Сначала был драйв, чувства захлёстывали, но, как только мы начали подъезжать к аэропорту Бангкока, стало темнеть, наплыли тучи, и эйфория начала трансформироваться в страх: условия тяжелейшие, не обычный ливень, а самый настоящий экваториальный тропический циклон. Спрашиваю инструктора: что, будем взлетать? Он говорит: ну да, а чё, все же взлетают! Рулим, вокруг молнии сверкают, а страх меня уже одолевает. Говорю: всё-таки давайте вы взлетайте, а я посмотрю — условия тяжёлые. Ну, он и согласился. Вырулили на полосу, радар показывает всё красное, льёт ливень, ветер сильнейший. Взлетели, болтанка ужасная, молнии, страшно, начали обходить, залетели на территорию Камбоджи. Тяжело было, боролись и всё-таки вылезли, притом что инструктор всё, по сути, сделал сам. Я был в полном шоке, в состоянии стресса, ну, думаю, и он тоже. Опыта у меня не было, я был обузой, а не помощником в тех условиях, да ещё и связь не понимал — тайский английский тот ещё! В общем, мы выбрались, конец счастливый, но для первого или второго полёта было чересчур, — вспоминает теперь уже командир воздушного судна.

— Первый полёт, как и любой полёт, всегда волнительный. Никогда не бывает одинаковых полётов, но первый был особенный. Я даже перепутал всю автоматику, пришлось отключаться и лететь "на руках". Хорошо погода позволяла это сделать.

— Первым в моей карьере пунктом назначения была Одесса. Помню, что готовился к полёту долго. Зная юмор одесситов, опасался, что выйдет какая-нибудь глупая ситуация. Больше всего запомнилось ужасное состояние взлётно-посадочной полосы. Хуже я не встречал нигде. Будто декорации к фильму о Второй мировой. Во время посадки думал, что развалимся на пробеге. А когда выходили пассажиры, бросали очень смешные фразы типа "таки нормальная посадка на настоящую одесскую полосу".

День рождения командира

Когда происходит долгожданное повышение до командира воздушного судна, ответственности прибавляется.

— Это огромный шаг, ведь командир — это не только дубы на фуражке, не только четвёртая лычка, это огромная ответственность, которая будто пожирает тебя изнутри постоянно, в любую секунду, особенно на взлёте и посадке, — говорит командир корабля. — В роли второго пилота я в полёте чувствовал себя относительно расслабленно, а сейчас... Первый полёт командиром я выполнял по маршруту Москва — Берлин. Страха особенного не было, потому что уже и опыт был, и маршрут знаком, и второй пилот надёжный. Давило только чувство, что ты за всё отвечаешь своей головой, и это, конечно, не просто перебороть. Но прошёл полёт почти стандартно, за исключением одного: когда я нажал кнопку отключения автопилота, меня накрыло по полной, в голове крутилась мысль, что никто не поможет и не исправит ситуацию. Я остался наедине с колбасой с крыльями массой в 70 тонн. В итоге я совладал с собой, но сел грубовато. Я так плохо никогда не садился, хотя всё равно все были в безопасности, — вспоминает командир воздушного судна.

— В жизни каждого пилота два особенных события: первый — когда устраиваешься во вторые пилоты, второй — когда получаешь повышение до командира. Обычно первый самостоятельный полёт в качестве командира корабля отмечают. Чувства примерно такие же, как и в день рождения, потому что это день рождения командира, и даже лучше, — рассказывает другой командир.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров