Эволюция колеса

Фото © ООО "ЛМЗ "СКАД"

15056
Ничего так легко не меняет в лучшую сторону облик автомобиля, как комплект литых колёс из алюминия. Это подчёркивали ещё специалисты по колёсам из легендарной передачи "Тачку на прокачку". Давайте разберёмся, когда появились легкосплавные диски, какими они должны быть, как их правильно выбрать и почему российские колёса не брезгуют ставить на свои машины мировые лидеры автопрома: Ford Motor Company, Renault и другие.

"Алюминиевые семидесятые"

Начиная с появления первого трёхколёсного автомобиля авторства легендарного изобретателя Карла Бенца в 1885 году автомобильные колёсные диски делались из стали путём штамповки и сварки. Продолжалось это порядка восьмидесяти лет. Однако в 70-х годах ХХ века, когда алюминиевая промышленность начала своё стремительное проникновение во все сферы человеческой жизни, появились диски, отливаемые или выковываемые из алюминиевых сплавов. К примеру, знаменитая итальянская компания OZ Racing изготовила своё первое алюминиевое колесо в 1971 году, а не менее авторитетная немецкая фирма Borbet производство дисков из лёгких сплавов поставила на поток в 1977 году.

<p>Фото © ООО &#34;ЛМЗ &#34;СКАД&#34;</p>

Достоинства легкосплавных колёс, которые завоевали львиную долю рынка, стали очевидными очень скоро. Рядовые покупатели оценили разнообразие дизайна и обрадовались возможности забыть о ржавчине, а любители драйва прочувствовали улучшение управляемости автомобиля. Точку поставили профессиональные спортсмены, массово перешедшие на алюминиевые и магниевые сплавы в колёсах машин на таких гонках, как "24 часа Ле-Мана", "Индианаполис 500", мировой чемпионат по ралли WRC, а также на многих других крупнейших соревнованиях.

Суровый советский автоспорт

<p>Фото © ООО &#34;ЛМЗ &#34;СКАД&#34;</p>

Отечественная автомобильная промышленность долгое время отличалась излишней склонностью к утилитарности и традиционности... Чего стоит только знаменитая классическая заднеприводная модель "жигулей", с минимальными изменениями продержавшаяся на конвейере 42 года! Поэтому освоение выпуска легкосплавных дисков произошло у нас с изрядной задержкой: лишь в 80-е годы начали появляться малые серии таких колёс, да и то лишь для сектора профессионального автоспорта. Впрочем, даже спортсменам их не хватало — некоторые наши чемпионы кольцевых гонок отливали себе алюминиевые колёса вручную в гаражных условиях!

Всё начало меняться, когда за сферу легкосплавных колёс взялись серьёзные государственные (в том числе и оборонные) предприятия, тонущие в условиях рыночной экономики без заказов и переходящие на так называемую конверсию. Первым известным производителем стал Всероссийский институт лёгких сплавов, на мощностях которого был налажен выпуск линейки дисков для всех популярных советских моделей авто. Затем к выпуску "литья" и "ковки", как чаще всего называли легкосплавные колёса водители, подключились и другие крупные предприятия: Ступинский, Самарский, Белокалитвинский и Красноярский металлургические комбинаты.

<p>Фото © ООО &#34;ЛМЗ &#34;СКАД&#34;</p>

А что мы имеем сейчас?

К началу 2000-х годов период конверсии подошёл к концу, военные заводы занялись привычными для них задачами, и начали появляться новые отечественные предприятия, изначально специализирующиеся на выпуске легкосплавных автомобильных дисков. Алюминиевые колёса стали переходить из категории дорогой экзотики в массовый, доступный сегмент. К примеру, один из лидеров российского рынка, сибирский завод "СКАД" в Дивногорске, способен выпускать до двух миллионов колёс в год!

— "Изобретение колеса" в Дивногорске мы датируем 2004 годом, когда с конвейера нашего предприятия сошёл первый диск из алюминиевого сплава, — говорит исполнительный директор литейно-механического завода "СКАД" Александр Баранцев. — Двумя годами ранее на базе электротехнического завода в нашем городе было создано современное предприятие, которому особенно благоприятствовала география — рядом располагались так необходимые для работы с алюминием Красноярская ГЭС, вырабатывающая электричество, и Красноярский алюминиевый завод, поставляющий металл. Так родился СКАД.

Объёмы производства методично росли, и было решено расширить направления деятельности: кроме розничного рынка охватить ещё и конвейеры автосборочных предприятий иностранных марок, которые в то время начали появляться в нашей стране. Для этого буквально за пару лет скадовцы прошли все уровни международной сертификации и выполнили требования большинства крупнейших автобрендов. Завод сертифицировали в соответствии со спектром стандартов ISO и иных международных стандартов, и теперь СКАД активно вовлечён в локализационные проекты с такими автомобильными гигантами, как Ford Motor Company, Volkswagen, Peugeot, Citroen, KIA, Toyota Motor Corporation, Mitsubishi.

<p>Фото © ООО &#34;ЛМЗ &#34;СКАД&#34;</p>

Роботы вместо людей

В далёком 2004 году с конвейера СКАД выходило всего шесть моделей колёсных дисков, а сегодня ассортимент насчитывает более 75 моделей от 13 до 20 дюймов в диаметре на самый широкий спектр популярных в России автомобилей. Обеспечить успех столь массового производства в окружении множества западных и азиатских конкурентов заводу СКАД помогло не только удачное месторасположение, но и изначальный упор на автоматизацию.

<p></p>

— Всё начинается с этапа проектирования, где специалисты создают 3D-модель диска и подвергают её виртуальным тестам, что позволяет контролировать качество конструкции ещё до отливки, — продолжает исполнительный директор СКАД Александр Баранцев.

Оттестированная модель попадает в серийное производство, где в пресс-формы заливается под низким давлением алюминиевый сплав, химический состав которого постоянно контролируется металлургами завода. Весь процесс автоматизирован: цифровые системы, которыми снабжены литейные машины, исключают как внешние, так и внутренние дефекты отливки. Участок финишной механической обработки роботизирован — точность обработки без участия человека гарантирует идеальную балансировку и отсутствие биения колеса. Готовая деталь отправляется в современную покрасочную линию Eisenmann, а в конце цикла каждый выпущенный диск проходит контроль геометрии, механических свойств, скрытых дефектов, а также химический и спектральный анализ структуры, получая индивидуальный сертификат.

<p>Фото © ООО &#34;ЛМЗ &#34;СКАД&#34;</p>

Китай vs Россия

В начале ХХ века знаменитый немецкий инженер-металлург Альфред Вильм, изобретатель дюралюминия, открыл необычное явление. Оказалось, что детали из сплавов алюминия после закалки и резкого охлаждения постепенно увеличивают свою твёрдость в течение нескольких суток, не теряя при этом пластичности! Это явление назвали старением алюминия. Постепенно процесс искусственного старения усовершенствовали, усилив и ускорив за счёт определённой последовательности термообработки — это называется термоупрочнением.

Сегодня СКАД — единственное в России предприятие, производящее термоупрочнённые диски из алюминиевых сплавов.

<p>Фото © ООО &#34;ЛМЗ &#34;СКАД&#34;</p>

Благодаря современным технологиям, собственной разработке сплавов и высочайшему контролю качества прочность скадовских колёс стала знаменитой, что позволило переигрывать не только ухабистые и раздолбанные российские дороги, но и демпингующих китайских производителей, которые пренебрегают и составом сплавов, и точностью производства.

Кто стоит за плечами?

В связи с ростом спроса на продукцию под брендом SKAD и для дальнейшего развития предприятия руководством дивногорского завода было принято решение о привлечении финансирования через стратегическое партнёрство. И в этом году СКАД совершил стратегический рывок, объединившись с одним из крупнейших в мире производителей алюминия — компанией РУСАЛ. Согласно условиям сделки, РУСАЛ приобрёл долю в уставном капитале ООО "ЛМЗ СКАД".

— Интеграция ЛМЗ СКАД в производственную структуру РУСАЛ полностью соответствует стратегическим целям компании. Сделка будет способствовать дальнейшему росту продаж продукции с добавленной стоимостью высочайшего качества как на территории России, так и на экспортных рынках, — отметил генеральный директор ОК "РУСАЛ" Владислав Соловьёв.

<p>Инфографика © L!FE</p>

— Развитие производства колёсных дисков для нас — важный шаг в реализации программы по поддержке глубокой переработки алюминия в России, — подтверждает также Роман Андрюшин, директор по сбыту в России и СНГ ОК "РУСАЛ".

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!