Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 мая 2016, 06:09

Сербия может начать беспошлинные поставки автомобилей Fiat в Россию уже в этом году

Предполагается, что объём беспошлинной торговли между Сербией и Россией не превысит 5 тыс. автомобилей в год с обеих сторон.

Фото: © REUTERS / Wolfgang Rattay 

Фото: © REUTERS / Wolfgang Rattay 

В российских автосалонах уже в 2016 году могут появиться модели Fiat 500X, 500L и Punto сербской сборки. Предварительное соглашение о режиме беспошлинных поставок этих машин достигнуто между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Сербией, а официальное закрепление договорённости состоится на майском саммите высшего совета ЕАЭС в Астане, где среди прочего будет рассматриваться вопрос свободной торговли с балканской страной, сообщил Лайфу источник в российском правительстве. Переговоры о поставках сербских "фиатов" идут с 2013 года, но существенных подвижек удалось достигнуть только сейчас, благодаря недавнему прогрессу в вопросе поиска путей для российского газопровода в Европу, отмечают эксперты. 

Соглашение о беспошлинной торговле между Россией и Сербией было подписано ещё в 2000 году. В его рамках Россия экспортирует углеводороды, минеральные удобрения, металлы и промышленное оборудование в Сербию. Из балканской страны импортируются продукция химической промышленности, одежда и обувь, продовольствие. В 2015 году товарооборот между странами составил $1,64 млрд.

Однако в договоре с Сербией беспошлинный импорт автомобилей был исключён, и этот пункт теперь планируется исправить. Россия — крупный рынок сбыта, который мог бы помочь сербскому заводу Fiat (на 67% в собственности Fiat, на 33% — правительства Сербии) в городе Крагуевац реализовать свои мощности (свыше 330 тыс. машин в год). На данный момент они не вырабатывают и 2/3 от своих возможностей. В 2013 году, когда российский рынок был на пике, сербы рассчитывали нарастить сборку до 100—150 тыс. за счёт экспорта в Россию.

Впрочем, сейчас на эти объёмы сербам не приходится рассчитывать, считает торговый представитель России в Сербии Андрей Хрипунов:

"Предполагается рассмотреть возможность предоставления взаимных квот до 5 тыс. единиц на беспошлинные поставки автомобильной продукции из Сербии. По российской эквивалентной квоте на сербский рынок могли бы поставлять продукцию российского автопрома: городские автобусы "Лиаз" (входит в "Группу ГАЗ") и коммерческие автомобили "Газель", легковые автомобили "АвтоВАЗа".

Для координации вопроса будут созданы две рабочие группы: одна с сербской стороны, в другую войдут представители ЕАЭС. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК — регулирующий орган ЕАЭС), которая будет курировать процесс, Лайфу сообщили, что приступят к работе, как только получат соответствующие указания.

— В случае принятия решения о начале переговоров ЕЭК действительно будет курировать этот вопрос. Пока не можем обозначить возможный срок начала действия такого соглашения, какие товары оно будет охватывать и когда могли бы начаться поставки, но с учётом того, что режим свободной торговли уже установлен между Россией, Беларусью, Казахстаном и Сербией возможно предположить, что переговоры могли бы пройти в динамичном режиме, — сообщили Лайфу в Евразийской экономической комиссии. 

В российском представительстве Fiat Chrysler Automobiles (FCA) рассказали, что вопрос о поставках автомобилей сербской сборки в Россию ждут давно.

— Тема отмены налоговых пошлин на ввоз автомобилей Fiat давно обсуждается. История развивается, но ни к какому логическому концу пока не приходит. Договорённости на политическом и административном уровне реализуются не так быстро, как в бизнесе, и нужно долго ждать результатов. А политикам, как известно, нужна выставка достижений: поговорили, обсудили, — пояснил директор по связям с общественностью российского представительства Fiat Group Кирилл Устинов.

Для компании Fiat в России беспошлинные поставки из Сербии — последний шанс удержаться на рынке. В 2015 году суммарно концерн (Fiat, Chrysler, Jeep, Dodge, Alfa Romeo) реализовал 5,9 тыс. автомобилей, годовое падение продаж составило 70%.

На заводе итальянской компании в Сербии производятся хэтчбек Punto, компактный кроссовер 500X, и микровэн 500L. Из них в Россию поставляется только модель Punto. Но ввиду непопулярности найти последнюю у дилеров, к примеру, сейчас невозможно. 

—  После разрыва с Sollers позиции Fiat в России ослабли. В марте 2016 года компания продала всего лишь 253 автомобиля. Но импорт сербских машин на льготных условиях способен поправить положение. Продажи могут вырасти до 1-2 тыс. автомобилей в месяц. Однако в целом все будет зависеть от темпов восстановления российского авторынка, а также ценовой и маркетинговой политики Fiat, — считает аналитик "ВТБ-Капитала" Владимир Беспалов.

С российской стороны интерес в экспорте автомобилей выразили не только ГАЗ и АвтоВАЗ, но и КамАЗ. Правда, российский производитель тяжелых грузовиков пока своё решение относительно Сербии не принял. 

Помимо продвижения своих автомобилей, у России может быть интерес к Сербии, связанный с возобновлением строительства южного российского газопровода в Европе. Болгария рассчитывает убедить Еврокомиссию дать зелёный свет на возобновление проекта "Южный поток", утверждает источник Лайфа в российско-болгарской межправительственной комиссии. 

В случае положительного решения еврокомиссаров, помимо крупного рынка сбыта российского газа (в прошлом году он вырос на 26% до 1.7 млрд куб. м) Сербия станет транзитером голубого топлива на территорию Европы.

— Сербия может стать крупным транзитером российского газа в Европу. Локальные газопроводы могут направить в Черногорию и Хорватию. Сейчас российский газ поступает на Балканы через Украину и Венгрию, то есть с северо-востока. Но теперь речь идет о тотальном развороте движения голубого топлива через юго-восток: газ пойдет по дну Черного моря в Болгарию, далее в Сербию, а затем через территорию Венгрии поступит в австрийский газораспределительный узел и оттуда в другие европейские страны. Для России это серьёзная альтернатива экспорту газа через территорию Украины, которую уже не назовешь надёжным партнёром, — поясняет эксперт фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Экономические связи с Сербией нужны России для продвижения своей энергетической стратегии, полагает старший консультант Балтийского центра социальных исследований Олег Андреев.

— Сербия всегда позитивно смотрела на строительство альтернативного газового трубопровода через свою территорию. Это обеспечивает не только экономическую выгоду, но и рост мирового веса и престижа государства, — заключил политолог.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров