Автоэксперты: Эвакуаторщики рискуют получить массу исков из-за плёнки
Неравномерно выгоревший автомобиль, следы клея, сколы, отвалившаяся от кузова краска, попорченный лак и полировка — вот примерный перечень того, что может принести идея эвакуаторщиков обворачивать неправильно припаркованные автомобили полиэтиленом.
Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов
С 2016 года московская служба эвакуации автомобилей на постоянной основе будет обклеивать весь перемещаемый транспорт полиэтиленовой пленкой, призванной защитить машины от сколов, царапин и лёгких ударов. Опрошенные Лайфом эксперты пришли к однозначному выводу, что выбранный эвакуаторщиками тип плёнки не только не даст хоть сколько-нибудь значимой защиты, но и вовсе может привести к порче лакокрасочного покрытия автомобиля. Предполагается, что преимущественно клеить пленку эвакуаторщики будут на премиальные автомобили.
20 мая ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП) разместило тендер на 11,9 млн руб. для закупки полиэтиленовой плёнки, с помощью которой рассчитывает обклеивать эвакуируемые автомобили.
— Эта плёнка позволяет защитить автомобиль от мелких сколов и царапин при транспортировке на специализированную стоянку, а также обеспечивает дополнительную сохранность имущества, находящегося в автомобиле. На защитную ленту нанесены надписи, которые призывают автомобилистов парковаться правильно, а также телефон единого контакт-центра. Плёнка легко удаляется и не оставляет следов на кузове транспортного средства, поэтому автомобилисты без труда очищают свой автомобиль от неё сразу после того, как забирают авто со специализированной стоянки. На стоимость перемещения транспортного средства нанесение плёнки никак не влияет, — уточнили Лайфу в пресс-службе ГКУ АМПП.
Согласно техническому заданию, приложенному к документам закупки плёнки, она должна быть выполнена из полиэтилена толщиною 0,07 мм (70 мкм). На внутреннюю сторону пленки должен быть нанесён "клей постоянной липкости на основе акрилатов", на внешней стороне — флексографическая цветная печать с надписью "Паркуйтесь правильно!" и телефон АМПП. Плёнку собираются использовать в пределах температуры от -5 °C до +40 °C. Соответственно, в холодные периоды зимы её использование не предполагается.
В автомобильной "косметике" из числа прозрачных защитных плёнок сейчас распространены три категории материала: виниловая (от 100 мкм) и полиуретановая пленки (от 200 мкм), а также их гибрид (от 150 мкм). Разница между ними в прочности и прозрачности материала. Эксперты по защите лакокрасочного покрытия автомобилей, опрошенные Лайфом, пришли к выводу, что использование столь тонкой и вдобавок непредназначенной для таких целей полиэтиленовой плёнки не принесёт защиты либо навредит.
— Если говорить о виниле, полиуретане и их гибриде, то минимальная толщина этих плёнок для защиты должна быть не менее 100 мкм. Полиэтилен сможет защитить максимум от "пескоструя" (потока воздуха с песочной взвесью), — рассказал Алексей Пивоваров, сотрудник ShifAge.
— Полиэтиленовая плёнка не спасёт даже от летящего по дороге мелкого гравия. К тому же, она будет неплотно прилегать. Минимальное защитное покрытие должно быть толщиной 100—120 мкм из соответствующих материалов, а не полиэтилена, и это ещё зависит от того, насколько качественно материал подогнали к кузову, — объясняет Константин Яровой, мастер автовинила в магазине автоплёнок Lambox.
Хуже всего то, что плёнка с акриловым клеем может нанести непоправимый вред краске, особенно автомобилям, прошедшим недавние кузовные работы.
— Представьте себе такую ситуацию: автомобиль недавно покрашен, подъезжают эвакуаторщики, наклеивают плёнку, увозят. Как вы думаете, что будет потом? Когда клиент приедет за машиной, он отдерёт эту плёнку вместе с краской. Как эксперт могу сказать, что самый минимальный срок, после которого можно инсталлировать плёнку, — две недели. Да и после двух недель иногда краску можно спокойно продавить ногтём. У некоторых автокомпаний и вовсе очень мягкая краска, к примеру, у моделей Mercedes-Benz, — отмечает Руслан, мастер компании Autobezzabot.
По словам специалиста, ещё одной проблемой частичного покрытия автомобиля плёнкой будет неравномерное выгорание под солнцем. К примеру, при долгом отсутствии владельца (командировка, болезнь, прочие обстоятельства) кузов автомобиля, оставленного под активным солнцем, выгорит, но те части, где была плёнка, будут защищены от ультрафиолета. В результате после снятия полиэтилена на его месте останется невыгоревшая полоса. Ещё хуже будет, когда флексографическая цветная пропитка плёнки с надписью "Паркуйтесь правильно!" при долгом воздействии солнечных лучей отпечатается на кузове.
— Акриловый клей в основном применяется в производстве рекламной продукции. Такой клей въедается, его остатки придётся отчищать какой-нибудь химией, — уточнил Пивоваров из ShifAge.
В АМПП Лайф заверили, что организация уже имеет опыт использования обматывающей плёнки и наносит её с сентября 2014 года. Согласно сайту госзакупок, АМПП в 2014 году действительно закупало плёнку на 1,42 млн руб. посредством трёх тендеров. Правда, тогда к плёнке требования были ещё ниже — полиэтилен толщиной 50 мкм (тоньше на 20 мкм). Хотя тогда использовался более безопасный клей на основе натурального каучука. Один из несостоявшихся победителей ранних тендеров АМПП сообщил Лайфу, что по сути организация закупает стретч-плЁнку, которую применяют в упаковке товаров.
— В данный момент АМПП ищет, где бы закупить пленку подешевле. Вроде как они нашли подходящее предложение где-то в регионах, но окончательное решение ещё не принято. Тестовые образцы мы сделали, они посмотрели их, попробовали на машинах. АМПП не устроила цена. Они нашли на 70% дешевле, чем у предыдущего поставщика. Но неизвестно ещё, какого качества будет дешёвая пленка, которую они нашли, — сообщил собеседник.
В 2014 году главной целью этого проекта АМПП называло "выделение лентой на основе полиэтиленовой плёнки автомобилей премиального сегмента в процессе эвакуации". В 2016 году эта фраза из технического задания исчезла. Собеседник Лайфа убеждён, что плёнкой прежде всего будут обклеивать дорогие машины, для того чтобы не получить внушительные иски. От практики оклеивания маленькими бумажными стикерами дверей, багажников и капотов автомобиля в АМПП не отказываются — они будут дополнять плёнку. Ранее в службу эвакуации неоднократно направлялись жалобы автовладельцев на плохо отчищающийся клей от стикеров.
В случае обнаружения пятен клея, сколов или других проблем после эвакуации автомобиля автомобильный адвокат Сергей Радько рекомендует всё фиксировать для последующих разбирательств.
— После приезда на спецстоянку необходимо в сопровождении сотрудников стоянки снять плёнку и внимательно осмотреть автомобиль на предмет наличия повреждений (царапин, сколов, вмятин, следов клея). Делать это нужно до подписания акта о приёмке автомобиля. Если повреждения обнаружены, их расположение и характеристики необходимо внести в акт приёмки. Сотрудники спецстоянки могут отказаться это делать, мотивируя тем, что в акте нет соответствующих граф и он свидетельствует только о том, что владелец забрал свой автомобиль. В этом случае нужно самостоятельно внести информацию о повреждениях в акт и подписать его. После этого желательно провести фото- или видеосъёмку автомобиля, причём не только повреждений, но и места, на котором стоит машина, — подчеркнул Радько.
Копии акта приёмки со списком подтверждений и претензии нужно как можно быстрее направить в ГКУ АМПП, после чего эта организация либо откажет в возмещении, либо направит в страховую компанию. В случае отказа необходимо обращаться в суд.