Будущее без водителей
В мире бум на беспилотные автомобили — автопроизводители наперебой рассказывают о том, что разрабатывают машины, которые оставят профессию шофёра в прошлом.
Сообщения о том, что тот или иной автопроизводитель намеревается представить беспилотный автомобиль, появляются регулярно. Так, на днях о разработке собственных беспилотников заявили в концерне GM, при этом новинка будет ориентирована на пользователей североамериканского сервиса такси Lyft. По тому же пути пошёл главный конкурент Lyft, международный сервис Uber, который приступил к тестам беспилотного автомобиля на базе гибридного Ford Fusion.
Наиболее успешным и известным проектом в этой сфере стала разработка компании Google. В период с 2010 по 2014 годы автономные "гугломобили" проехали в сумме почти 1 млн км по дорогам США. Изначально компания оборудовала системами автопилотирования стандартные машины, такие как Toyota Prius, но два года назад Google представил прототип своего собственного беспилотного автомобиля, который не имеет ни руля, ни педалей газа и тормоза.
Сервисы такси заинтересованы в беспилотниках из-за возможности укомплектовать свои парки этими машинами, а для компании Google автономный автомобиль — амбициозный и имиджевый проект. Автопроизводители же массово приступили к разработке беспилотных машин с целью пополнить модельный ряд и одними из первых начать захват перспективного сегмента рынка. Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, Volvo, Audi, Toyota, BMW — это далеко не полный список брендов, работающих в данном направлении.
В компании Jaguar Land Rover подтвердили факт разработки систем автопилотирования. В данный момент они частично применяются на серийных машинах, однако дата появления полностью автономного автомобиля пока неизвестна.
— Беспилотные авто — это новые технологии, за которыми будущее. Поэтому мы стараемся не отставать от других компаний и активно работаем над созданием безопасных систем, облегчающих жизнь водителя. Пока что это не полностью беспилотный автомобиль, однако появление такой машины — дело ближайшего будущего, — сообщил представитель Jaguar Land Rover.
Немецкая марка BMW также работает над системами, которые в дальнейшем можно будет использовать в беспилотном автомобиле. В частности, с 2011 года компания провела несколько тестов автопилота, а в данный момент баварцы сотрудничают с компаниями Intel и MobilEye, работающими в сфере программного обеспечения, камер и датчиков. Согласно информации на сайте MobilEye, беспилотный автомобиль BMW появится в 2021 году.
Особняком среди "беспилотных" автопроизводителей стоит американская компания Tesla Motors, выпускающая электромобили премиум-класса. Она одной из первых стала массово применять систему автопилотирования на своих машинах, однако восторг публики сменился недоверием после трёх аварий, произошедших по вине автопилота. Самый резонансный инцидент произошёл в мае нынешнего года в США — система не смогла распознать грузовик на шоссе, и кроссовер Model X врезался в него, в результате водитель Tesla погиб.
Основатель компании Илон Маск объявил, что система автопилотирования нуждается в доработке. По его словам, специалисты Tesla разрабатывают программное обеспечение, которое позволит формировать трёхмерную картину окружающего пространства при помощи штатного радара электромобиля. Однако проблема заключается не только в недостатках программы. Почти все автономные машины испытывают на закрытых участках дорог, так как законодательство и правила дорожного движения по всему миру ещё не готовы к новому виду транспорта.
— Такие юридические вопросы, как определение виновной стороны в случае ДТП с беспилотником, нужно будет решать, так как они могут затормозить развитие данной отрасли. Однако со временем, когда беспилотных машин будет появляться всё больше и больше, законодательство адаптируют к новым условиям, а постоянное совершенствование технологий позволит сократить количество аварий до минимума, — считает Владимир Беспалов, аналитик компании "ВТБ Капитал" по автопрому.
Автопроизводители также считают, что перед массовым внедрением беспилотных авто нужно провести законотворческую работу.
— В первую очередь всё упирается в законодательную базу и только потом — в технологии, которые нужно совершенствовать, — заявил представитель BMW.
На сегодняшний момент законодательство большинства стран запрещает использование полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования. В вопросе легализации беспилотников лидируют США — законы, регламентирующие передвижение беспилотных транспортных средств, действуют в ряде штатов, таких как Флорида, Невада и Мичиган. Правила предусматривают, что владелец беспилотного авто несёт ответственность за соблюдение правил дорожного движения независимо от того, находится он за рулём или нет.
В России данная проблема также существует. Отечественные законодатели предложили разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования при условии, что в машине будет находиться водитель, который в случае необходимости сможет взять управление в свои руки. Поправки в законодательные акты РФ могут быть приняты Государственной думой до конца 2016 года.
— У нас в стране, к сожалению, ещё не решен юридический вопрос. Текущая ситуация с разработкой и подготовкой законодательных актов для функционирования беспилотного транспорта пока не позволяет нам вывести беспилотники на дороги общего пользования, — рассказал Лайфу Юрий Минкин, руководитель департамента по разработке беспилотных транспортных средства компании Cognitive Technologies, занимающейся разработкой автономных грузовиков вместе с "КамАЗом".
Несмотря на отсутствие законодательной базы, работы над созданием беспилотных автомобилей в России ведутся, причём при поддержке государства. Тестовые КамАЗы с прошлого года проходят испытания на закрытом полигоне. Прототип беспилотного грузовика уже научился маневрировать между препятствиями, двигаться в автоколонне, распознавать дорожную разметку и останавливаться перед препятствиями.
Кроме КамАЗов, в России существуют и другие проекты беспилотных транспортных средств. Компания Volgabus несколько дней назад продемонстрировала компактный электрический автобус-беспилотник для шестерых пассажиров, в планах у производителя общественного транспорта создать целый ряд автономных машин, в том числе пассажирских и грузовых. Существуют и разработки на основе легковых автомобилей — ещё в 2013 году ФГУП НАМИ представило публике беспилотную Lada Kalina.
Перспективы развития беспилотных транспортных средств в России есть, считает Юрий Минкин. Особенно в сфере грузоперевозок.
— У России уникальное географическое положение, которое даёт возможность связывать Китай с Европой. Это может стать ключевым фактором для создания высокоскоростных транспортных коридоров для беспилотных транспортных средств, у России появится шанс стать лидером в организации трансконтинентальных перевозок, — говорит сотрудник Cognitive Technologies.
Также собеседник отметил, что государство должно активно поддерживать разработчиков беспилотных автомобилей. Первые шаги для этого уже сделаны. Так, опубликовано постановление правительства о предоставлении субсидий российским предприятиям на создание беспилотников. Государство готово компенсировать более 90% затрат и ежемесячно выделять на разработку до 1 млрд руб. Однако получение субсидий предполагает, что предприятие соответствует жёстким требованиям, обозначенным в документе. Под них подходит только одна компания — "КамАЗ".
Озаботилось руководство страны и дорогами для беспилотников — в Минтрансе создана межведомственная группа, которая займётся вопросами инфраструктуры для автономных машин. Такие трассы будут отличаться от обычных, ведь автомобилям без водителя необходимы не только дорожные знаки, но и система радиосигналов, которая будет нести информацию о сложных участках, скоростных режимах и происшествиях на трассе, а также специальные датчики, позволяющие машинам обмениваться информацией. Ожидается, что первая магистраль для беспилотников соединит Санкт-Петербург и Новороссийск.
На прошедшем недавно форуме "Транспортные системы России" был озвучен экспертный прогноз, согласно которому к 2025 году в стране будет насчитываться около 230 тыс. беспилотных автомобилей, а к 2050 году их количество увеличится до 11 млн.
Аналитик Владимир Беспалов считает, что ждать скачка в развитии беспилотных автомобилей как в мире, так и в России в ближайшие пять лет не стоит. Однако в целом у беспилотников очень хорошие перспективы, особенно в крупных городах, где их можно использовать в качестве общественного транспорта.
— Не исключено, что в случае успеха беспилотников на ниве общественного транспорта начнётся массовое замещение традиционных личных автомобилей беспилотными. Более того, люди со временем поймут, что частный автомобиль, который нужно содержать, обслуживать и где-то ставить — это не лучшее решение при наличии беспилотного такси, которое в любой момент доставит тебя в нужное место, — говорит Беспалов.
Его слова подтверждают данные исследования, проведённого компанией The Boston Consulting Group, согласно которым примерно 58% потребителей в городах всего мира хотят попробовать беспилотные автомобили. Среди молодёжи заинтересованность самая высокая: 63% потребителей в возрасте до 29 лет хотят совершить поездку на полностью автономном автомобиле.