Новые московские маршрутки: без лихачей-водителей, но c Wi-Fi

Новые московские маршрутки: без лихачей-водителей, но c Wi-Fi

Фото: © mos.ru

6494
В частных московских маршрутках пенсионеры и льготники могут воспользоваться своим правом бесплатного проезда.

Московские маршрутки переживают глобальную реформу. Количество перевозчиков сократилось примерно с 70 до 8, а число выданных маршрутов с 3,5 тысячи до 2 тысяч. Помятые, дымящие маршрутки с плохо понимающими по-русски водителями уходят в прошлое. Им на смену приходят комфортабельные микроавтобусы с кондиционерами и возможностью оплаты проезда картой "Тройка". Лайф взвесил все "за" и "против" очередной городской реформы. 

Как пояснили Лайфу в Дептрансе столицы, реформа призвана создать комфортную для москвичей систему городского транспорта.

— В Москве была распространена ситуация, когда на одном востребованном направлении могли работать до десяти транспортных компаний, которые к тому же дублировали маршруты ГУП "Мосгортранс". Это перегружало дороги, при этом на самых востребованных направлениях перевозчики, конкурируя за пассажиров, нарушали правила дорожного движения, рисковали здоровьем и жизнью людей: превышали скорость, провоцировали ДТП, — рассказывает Дания Шумилкина, представитель пресс-службы Дептранса. 

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

Реформа наземного городского пассажирского транспорта получилась достаточно масштабной. Помимо оптимизации маршрутной сети ряд коммерческих маршрутов отменили при условии того, что для пассажиров есть альтернатива — новый коммерческий автобус, который работает по государственному контракту, или непосредственно транспорт ГУП "Мосгортранс" (автобусы, троллейбусы, трамваи).

По словам Шумилкиной, уникальные маршруты, заходящие на отдалённые улицы микрорайонов, сохранены. Ряд маршрутов изменили для комфортного проезда к больницам, школам, МФЦ и другим социальным объектам. К перевозчикам предъявлены новые требования. Теперь допускают только те компании, которые доказали своё соответствие техническому заданию.

Маршруты разыгрываются через систему госконтрактов сроком на пять лет. Раньше город давал маршрут и перевозчик сам собирал деньги, теперь оплата проезда осуществляется по единому городскому тарифу, а деньги перевозчик получает от города. Для этой цели в салоне установлен валидатор, позволяющий оплатить проезд городскими билетами, можно использовать и карту "Тройка", дающую бесплатную пересадку в течение следующих 90 минут. Бесплатным проездом на коммерческом маршруте могут воспользоваться пенсионеры и другие льготники, чего ранее не было. 

Новые маршрутки и автобусы отличить просто: они оформлены в синем цвете, с элементами бренда "Московский транспорт". Обязательное условие для всех новых коммерческих автобусов и маршруток — система климат-контроля, видеонаблюдения, голосовое оповещение об остановках и табло бегущей строки. За счёт использования автобусов большой вместимости количество пассажирских мест увеличилось на 30%.

"Остановите у поворота", "Шеф, на светофоре!". С подобными просьбами к водителю маршрутки теперь можно не обращаться. Для безопасности пассажиров водителям запретили остановки по требованию, также под запрет попала продажа билетов на ходу. Для нового проекта перевозчики отдельно обучали персонал.

Раньше водители лихачили в конкурентной борьбе за клиента. Скорость сбрасывали до 80 км/ч (предельный порог, после которого можно получить штраф) только перед камерой ГИБДД. Теперь же маршрутка не поедет быстрее 60 км/ч. Соблюдение скоростного режима отслеживается с помощью тахографа.

По ситуации на конец июля реформа затронула девять округов Москвы (все, кроме ТиНАО и ЗелАО). Дептранс может отслеживать каждый маршрут в режиме онлайн. В течение дня могут быть скорректированы интервалы движения автобусов. В случае необходимости также есть возможность заключить с перевозчиками дополнительные соглашения и увеличить количество автобусов на 10%. Перевозчики, которые не заключили государственных контрактов, оставят маршруты в ближайшее время.

Перевозчики по-разному отреагировали на нововведение города.

— У нас был маршрут в Западном административном округе. Общая протяжённость маршрута составляла около пяти километров, небольшой по меркам Москвы. Тремя микроавтобусами Mercedes-Benz мы вполне справлялись. Водители пассажиров уже знали в лицо, всегда оперативно работали. Техника исправная, всегда чистая, никаких аварий. На нас никогда не было нареканий. Но в городском тендере мы не смогли участвовать. Во-первых, слишком жёсткие условия к транспорту и материально-технической базе. Во-вторых, высокие требования к самой компании. В принципе, мы смогли бы работать, но тендеры написаны под крупные компании. Сейчас присматриваемся к области, если найдём окно, будем работать. Если нет, придётся уходить с рынка, — сетует Сергей, представитель одного из небольших перевозчиков, которому остались считаные дни на маршруте. 

Крупные компании, получившие право перевозить москвичей, убеждены, что уход мелких бизнесменов не сказался отрицательно на конкуренции. 

— Конкуренция не пропала, она была на первом этапе розыгрыша тендеров. Тогда каждый давал наименьший тариф, за который готов был бы перевозить пассажиров. Тариф зависит от количества перевезённых пассажиров, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы их было как можно больше. Поэтому мы должны содержать автобусы в должном состоянии, чтобы пассажир хотел ездить именно на нашем транспорте. За состоянием техники следят и власти города: в конкурсной документации прописано, что, если наши машины будут неисправны, битые или грязные, мы будем получать огромные штрафы от города, — рассказывает Карен Авагумян, учредитель компании-перевозчика "Альфа-грант".

Собеседник отмечает, что реформа изменила заработок перевозчиков. 

— Мы приняли решение начать работать в Москве по причине того, что город компенсирует затраты на лизинг, зарплату водителей и другие моменты. В столице мы зарабатываем меньше, чем зарабатывали в области из-за формы расчёта тарифов. В области мы все деньги оставляем себе, в Москве же получаем деньги от города спустя время. Однако здесь мы больше защищены — зарабатываем меньше, но стабильно. Мы знаем, что основные наши расходы всегда будут покрыты, — пояснил Авагумян.

Приведение частных маршруток и автобусов к единому стандарту, введение льгот и жёсткого контроля — благоприятный фактор, по мнению лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина.

— Безусловно, улучшение качества перевозок — это хороший знак. Но, сокращая конкурентную среду, власти города как минимум должны гарантировать сохранение тарифов на нынешнем уровне и в дальнейшем, — считает он.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×