Водительские права могут подорожать в 2017 году
Это принесёт в бюджет дополнительно десятки млрд рублей. Но правозащитники опасаются, что внедрение чипов в права, паспорта и другие регистрационные документы даст правоохранителям доступ к личным данным, а впоследствии эта информация может оказаться и в руках мошенников.
Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов
Пошлина, взимаемая с россиян за выдачу водительского удостоверения, свидетельства регистрации транспортного средства (СТС) и паспортов (российского и загранпаспорта) может вырасти в 2017 году из-за внедрения микрочипов. Как установил Лайф, на одном из заседаний правительства кабмин поручил МВД и Минфину подготовить соответствующие поправки в Налоговый кодекс.
— Ведомствам поручено проработать вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части увеличения размеров государственных пошлин за выдачу водительского удостоверения, СТС и паспортно-визовых документов, — сообщил Лайфу источник в правительстве.
Ожидается, что только в части водительских удостоверений (ВУ), паспортов и СТС нововведение принесёт доход государству до 32 млрд руб. По замыслу правительства, эти деньги пойдут на развитие микроэлектронной промышленности страны.
По словам собеседника, до середины декабря этого года оба министерства должны предоставить свои предложения по поправкам.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак пояснил Лайфу, что он уже внёс в Госдуму законопроект, касающийся изменений в ПДД в части электронных водительских удостоверений. В случае его принятия уже с 1 января 2017 года МРЭО ГИБДД (позднее и многофункциональные центры государственных услуг) будут выдавать водительские удостоверения с микрочипами.
— Среди прочего это необходимо для упрощения различных процедур. К примеру, вы забыли права дома, а вас остановил инспектор. С помощью персонального планшета, который будет иметь доступ к центральной базе, сотрудник ДПС сможет удостовериться о наличии у вас удостоверения. Я не хотел бы говорить, но есть случаи, когда человек просто не может предоставить данные из-за ДТП, — рассказал депутат Брячак. — Эта модель подтвердила себя в ряде западных стран.
Первоначально электронные права будут содержать персональные данные водителя, информацию о категории, стаже, автомобилях в собственности, страховке. По словам депутата, водительские удостоверения будут своего рода пилотным проектом, позже эта инициатива коснётся и других документов. Так, в конце июля Дмитрий Медведев сообщил, что к 2025 году в России будет создана единая база сведений о населении.
Планируется объединить все данные о россиянах на основе системы ЗАГС. Минфин рассчитывает, что в гражданских паспортах помимо основных сведений в электронном формате будут храниться данные ИНН, СНИЛС, номер ВУ, а также место обучения человека, работы и судимости. Дилерское сообщество активно лоббирует включение в будущие электронные СТС информации о пробеге, количестве ДТП и истории обслуживания автомобиля.
Сейчас стоимость оформления пластиковой карточки ВУ составляет 2 тыс. руб.
Руководитель Гильдии автошкол Сергей Лобарев знаком с проектом внедрения электронных водительских прав. По его оценкам, в среднем цена подорожания услуги оформления нового документа может составить около 1 тыс. рублей. Ежегодно в России впервые права получает около 1,7 млн водителей, по приблизительным подсчётам, ещё порядка 4,8 млн водителей меняют права взамен утраченных и с истёкшим сроком действия. Кроме того, ежегодно в России за выдачей и заменой общегражданского (сейчас пошлина составляет 300―1500 руб.) и заграничного паспортов (сейчас пошлина составляет 1―2 тыс. руб.) обращаются около 20 млн человек.
В 2015 году ГИБДД зарегистрировало 5,5 млн (сейчас пошлина составляет 500 руб.) новых и подержанных транспортных средств.
Таким образом, повышение из-за чипов стоимости выдачи прав, паспортов и СТС хотя бы на 1 тыс. руб. позволит собрать дополнительные 32 млрд руб. дохода. Источник Лайфа в правительстве подчёркивает, что чипирование документов в числе прочих целей должно "положительно сказаться на развитии микроэлектронной промышленности России, которая определяет технологическую независимость государства".
— Никуда мы от этого не денемся. Эти электронные документы будут особенно полезны правоохранителям. Мы опрашивали учеников автошкол, как они отреагируют, если представители ГИБДД смогут узнать через чип информацию о вас, историю автомобиля. Многие положительно отзывались об этой идее: "Это поможет защитить автомобили от угона". К тому же в ГИБДД есть статистика о том, что ежемесячно задерживается около 100 водителей с поддельными правами, — поделился мнением Лобарев из Гильдии автошкол.
Лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев связывает внедрение электронных документов с ростом террористических угроз в последние годы, в то же время у правозащитника вызывает опасение лёгкая доступность электронных баз с личными данными граждан.
— Любой документ должен быть легкопроверяемым. С точки зрения безопасности это будет очень здорово, к тому же речь идёт не только о России, но и других странах Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения). Я знаю, что аналогичные инициативы работают, к примеру, в Канаде. Безусловно, возможна утечка этих данных. Я и сам не раз говорил руководству столичного ГИБДД, что диски с регистрационными данными на автомобили можно элементарно купить на рынке. Но это уже вопросы не к самой идее, а к сотрудникам правоохранительных органов, — заключил Канаев.