Антикризисный 205-й: как хетчбэк спас Peugeot от краха

Антикризисный 205-й: как хетчбэк спас Peugeot от краха

Фото: © flickr.com/Mic

3515
Субкомпактный автомобиль, появление которого на рынке позволило выжить французской компании.

В начале 1980-х французская компания Peugeot находилась на грани банкротства. Недавно отпразднованный столетний юбилей вполне мог стать для неё последним. Глобализация, захватившая богатые страны, стремительно меняла автопром, и французы никак не могли встроиться в новую парадигму. Семья Пежо, владевшая концерном на протяжении века, искала срочное решение, и оно нашлось в виде невзрачного, кургузого автомобильчика, который поставил Peugeot в один ряд с мировыми гигантами. Лайф расскажет о том, как это было.

Дела у компании Peugeot в начале 1970-х шли настолько хорошо, что боссы автоконцерна приняли решение о покупке фирмы Citroen, бывшей на тот момент убыточной. В Citroen делали ставку на дорогие экстравагантные автомобили с неоднозначным дизайном и множеством инновационных технических новшеств, а такие машины пользовались ограниченным спросом не только в консервативной Франции времён Жоржа Помпиду, но и в более прогрессивных странах Европы. Производство Citroen было убыточным.

В 1975 году Peugeot, получив финансовую помощь от правительства страны, полностью выкупила Citroen, но вместо стремительного взлёта с компанией, по инерции тянувшей Peugeot вниз, получался только штопор. Ситуация усугублялась ещё тем, что наследники Армана Пежо (создателя марки) активно вмешивались в управление концерном. Одним из таких ошибочных решений стало заведомо рискованное приобретение убыточного европейского отделения американской корпорации Chrysler.

Кадр видео “youtube.com/Davide Cironi”. Скриншот © L!FE

Помимо этого все автопроизводители находились в непростых условиях. В 1973 году западные страны поддержали Израиль в войне Судного дня против Сирии и Египта. В ответ арабы объявили эмбарго на поставки чёрного золота "крестоносцам", цены на нефть взлетели в четыре раза — разразился первый мировой энергетический кризис. Подорожание бензина для автопрома аукнулось массовым отказом потребителя от тяжёлых автомобилей с неэкономичными мощными моторами. Хотя эмбарго продержалось недолго, его эффект растянулся во времени на 20 лет. 

На первые роли в автопроме вышли компактные модели с малокубатурными двигателями. Французы приступили к созданию своей малолитражки довольно поздно — в 1977 году. Модель класса супермини получила кодовое наименование M24. Дизайнером автомобиля стал Джеральд Вельтер, создавший также седаны-долгожители Peugeot 504 и 505 (выпускались более 10 лет). Перед Вельтером стояла сложная задача — создать недорогой автомобиль с современным дизайном в условиях ограниченного бюджета. Разработку более сложных машин компания уже не осилила бы, на горизонте вырисовалось вполне осязаемое банкротство.

В 1983 году Peugeot 205 пошёл в серию. И как сейчас бы выразились маркетологи, это было настоящее антикризисное предложение: в самой доступной версии не было даже правого бокового зеркала и ремней безопасности для пассажиров. На рынке появились сразу две модификации: трёх- и пятидверный хетчбэк.

Фото: © flickr.com/Whatson Carsay

С точки зрения конструкции хетчбэк 205 не стал откровением: передний привод, 954-кубовый карбюраторный мотор, распространённая в то время схема подвески со стойками McPherson спереди и поперечной балкой сзади. Но была и магия: машину великолепно откалибровали. Журналисты захлёбывались от хвалебных эпитетов хетчбэку.

— Peugeot 205 рулится как карт, моментально отзываясь на малейшие движения штурвала, и точно заходит в повороты. Кроме того, Peugeot очень искренне общается с водителем. В быстрых поворотах точность рулевого управления и стабильность 205 вызывают восхищение и внушают уверенность в себе и машине, — писал в 1984 году авторитетный журнала Motor.

Фото: © wikipedia.org/Spielvogel

Во Франции машина сразу же стала бестселлером на протяжении нескольких лет. Непатриотично расхватывали 205-й немцы, итальянцы и англичане. Поначалу, казалось, французы сами не поверили своему успеху. Заводы не справлялись с удовлетворением спроса. Компания срочно наращивала мощности, в первые 7 лет продаж появилось несколько моторов разной кубатуры (самым маленьким был двигатель 1.0) и дизельный агрегат. Спустя три года после старта продаж появилась версия с автоматической коробкой передач.

Маркетологи Peugeot быстро смекнули, что на модели можно заработать и побольше маржи. В начале 1980-х только начал зарождаться сегмент "горячих хетчбэков". Тогда же на рынок вышла заряженная версия 205 GTI со 105-сильным мотором. Для 850-килограммовой машинки этого было вполне достаточно для разгона 8,7 сек. Это был настоящий прорыв для бюджетных "зажигалок", для сравнения в Англии равноценный Golf GTI в то время стоил 7,8 тыс. фунтов стерлингов, а 205 GTI — 6,2 тыс. фунтов.

— По динамике французский хетчбэк не уступает значительно более дорогим конкурентам, а машины, схожие с ним по стоимости, 205 GTI с лёгкостью заткнёт за пояс. Каким-то образом этот маленький Peugeot сочетает в себе харизму старого Mini Cooper S и прекрасную управляемость Golf GTi, — писал журналист Motor.

Молодой Джереми Кларксон тогда говорил, что это одна из самых быстрых машин, которую можно купить за деньги. Но выпуском спортивной модификации дело не ограничилось. Действовавшее тогда в автопроме правило "хочешь победить на рынке — побеждай в гонках" отлично усвоили в Peugeot, поэтому французы решили отправить "малыша" 205 в большой автоспорт. А именно в серию гонок World Rally Championship. Для этого на базе хетчбэка был создан автомобиль, который до сих пор приводит в возбуждение многих поклонников автоспорта.

Раллийный Peugeot 205 16 T получил турбированный шестнадцатиклапанный двигатель, расположенный над задней осью. В первой модификации автомобиля отдача двигателя составляла 350 сил, позднее версия Evo выдавала уже 450 "лошадей". Для гонок хетчбэк сделали полноприводным, а коробку передач позаимствовали у люксового купе Citroen SM.

Фото: © flickr.com/Georg Sander

Раллийный 205 стал одним из самых ярких автомобилей так называемой "группы Б" WRC-класса, в котором практически отсутствовали ограничения по мощности автомобилей. За два года пилоты на Peugeot 205 16 T одержали 16 побед в WRC, зачастую наголову превосходя конкурентов, выступавших на Audi и Lancia. После закрытия "группы Б" самый быстрый 205 в мире триумфально выступил на ралли "Париж—Дакар", чем окончательно закрепил место для модели в истории автоспорта.

Разумеется, что успехи на ниве автоспорта, хорошие отзывы прессы и доступность спровоцировали высокий спрос на автомобиль. Более того, именно 205 приучил европейцев ездить на субкомпактных хетчбэках, заложив основу для сверхпопулярного Peugeot 206 — самой продаваемой машины бренда.

Фото: © wikipedia.org/Рудольф Стрикер

Производство Peugeot 205 закончилось в 1998 году, кроме Франции машину выпускали в Испании, Великобритании, Индонезии, Чили и Тайване. Легендарный хэтч попал даже в Иран — там 205 производили по лицензии на заводе Iran Khodro. Всего было выпущено 5,3 млн штук Peugeot 205, а продажи и репутация этой модели спасли Peugeot от краха и во многом обеспечили, задали вектор развития компании на следующие 20 лет. Сейчас концерн PSA Peugeot—Citroen снова переживает кризис, семья Пежо согласилась уйти от управления, продав часть акций китайцам. Французам нужен новый 205-й.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×