Концерн GM игнорирует критику Дональда Трампа
Фото: © AP/FOTOLINK/EAST NEWS
Избранный президент США регулярно высказывается насчёт политики американских автопроизводителей и грозит им большими таможенными пошлинами.
Представитель концерна General Motors рассказал, что компания не намерена менять свои производственные планы из-за критики со стороны избранного президента США Дональда Трампа, сообщает Associated Press. Ранее будущий хозяин Овального кабинета в своём "твиттере" высказался на тему того, что концерн беспошлинно ввозит в США автомобили, выпущенные в Мексике. Трамп пригрозил GM введением высоких пошлин.
— General Motors поставляет дилерам в США сделанные в Мексике Chevy Cruze и не платит налогов при пересечении границы. Делайте в США или платите большой пограничный налог! — заявил Трамп в своём микроблоге.
Беспошлинно ввозить в США выпущенные в Мексике автомобили позволяют нормы Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), которое Трамп в ходе своей предвыборной кампании обещал расторгнуть.
В ответ на критику GM заявил, что мнение избранного президента ошибочно и автомобили Chevrolet Cruze, выпущенные в Мексике, в США ввозиться не будут. Но было уже поздно — акции автопроизводителя после критики Трампа упали в цене на 0,7%.
В январе 2017 года было объявлено, что Ford отказался от инвестиций в размере 1,6 млрд, которые планировалось вложить в предприятие в Мексике. Часть этих денег будет направлена на модернизацию завода Ford в американском штате Мичиган, что позволит дополнительно создать 700 рабочих мест.
Этот шаг Ford также связывают с критикой Трампа, который в ходе своей избирательной компании назвал решение о вложении значительной суммы денег в предприятие в Мексике абсолютным позором. Также на автокомпанию оказывало давление Объединение американских профсоюзов рабочих автомобильной промышленности США (UAW), выразившее недовольство переносом автопроизводств за границу.
Ближайший сосед США, Мексика, является одной из самых популярных среди американских автокомпаний стран. Все члены "большой тройки" (Ford, GM, FCA) имеют там заводы, суммарное количество которых равно 10. Больше всего предприятий в этой стране у GM (4 площадки), и на них производится обширный спектр моделей: от бюджетного Chevrolet Aveo до пикапа Silverado.
Давления Трампа не избежали и иностранные компании, производящие автомобили на территории Мексики. Так, избранный президент пригрозил повышением таможенных пошлин на машины Toyota в случае, если японцы будут завозить в штаты модель Corolla из Мексики. При этом в США у Toyota 4 завода, а Corolla и вовсе выпускается на предприятии в штате Миссисипи.
Вывод производств автоконцернов из США объясняется их желанием оптимизировать затраты и снизить себестоимость товара. Так, один час квалифицированного американского служащего на автозаводе в среднем стоит около $60, мексиканца — $4,3, китайца — $4, в России из-за падения рубля цифры ещё меньше — около $2,4. Дело не только в зарплате: электроэнергия, необходимая для производства машин, в США ощутимо дороже, чем в других странах. По данным американского статистического ресурса Electricity Local, средняя цена 1 кВт/ч электроэнергии для индустриальных целей в США составляет 6,7 цента против 4,8 цента (–28%) за 1 кВт/ч в Китае.
Ранее американские автокомпании не только строили предприятия за границей, но и активно экспортировали в США машины, выпущенные в других странах. Так, в 2016 году произошло событие, которое американские профсоюзы окрестили предательством: GM привёз в США кроссоверы Buick Encore и Envision — первые американские машины, произведённые в Китае. Явление можно назвать массовым — заводы закрываются, люди теряют работу, в то же время они вынуждены покупать автомобили американских марок, выпущенные за границей.
С 2008 года компания General Motors закрыла 19 заводов на территории США, Fiat Chrysler остановил шесть предприятий, а Ford избавился от пяти автозаводов. В общей сложности с начала XXI века, по данным Всемирной ассоциации автопроизводителей (OICA), производство легковых автомобилей (без учёта коммерческого транспорта) внутри США сократилось на четверть: в 1999 году было произведено 5,5 млн автомобилей, по итогам 2015 года — 4,1 млн шт. (–25%). В то же время продажи в Штатах остаются стабильными и даже немного растут: в 1999 году было продано 16,9 млн новых машин, в 2015 году — 17,5 млн шт.
Самой яркой иллюстрацией того, с чем собирается бороться Дональд Трамп, стал Детройт, автомобильная столица США. Роскошный некогда город, построенный с истинно американским размахом во времена золотого века автопрома Штатов (середина XX века), ныне превратился в призрак. Стремительное сокращение рабочих мест на автомобильных градообразующих предприятиях вызвало отток населения, осложнилась криминогенная обстановка, множество жилых домов и предприятий заброшено.
"Стройте заводы в США!" — вот главный лозунг Трампа, который, естественно, находит одобрение у людей, составляющих большую часть его электората. В руках избранного президента вскоре окажется мощный рычаг давления на автокомпании — таможенные пошлины, с помощью которых можно будет принудить автопроизводителей строить предприятия и создавать рабочие места в США, а не в соседних странах.