Самые угоняемые машины России
В числе популярных у автоворов моделей оказались как доступные Hyundai Solaris и Kia Rio, так и премиальные внедорожники Toyota Land Cruiser и Lexus LX.
В прошлом году в России чаще всего угоняли бюджетные иномарки, кроссоверы и седаны бизнес-класса. Об этом свидетельствует статистика хищений застрахованных по каско автомобилей за 2016 год, предоставленная Лайфу страховой компанией "Согласие", и данные ГИБДД об угонах в период с января по июль прошлого года. Правозащитники отмечают, что популярность бюджетных автомобилей у угонщиков связана с развитием сферы такси, а замена выплат по ОСАГО ремонтом только усугубит ситуацию с кражами машин.
Самым угоняемым автомобилем России в 2016 году стала Toyota Camry. Японский бизнес-седан лидирует и в рейтингах продаж (модель занимает первое место по объёмам реализации в своём сегменте), что, собственно, и стало причиной такой популярности у воров. Седан Camry практически мгновенно уходит при перепродаже, да и запчасти на него пользуются спросом.
В тройке лидеров по количеству угонов оказались сразу два корейских бестселлера: Hyundai Solaris и Kia Rio. Эти модели находятся на первых строчках российского рейтинга продаж и угоняют их в первую очередь для разборки на запчасти: из-за большого количества этих машин в России детали для них всегда можно выгодно продать. Не менее часто эти машины угоняют для работы в такси: перебивают кузовные номера и вешают жёлтые транспортные регистрационные знаки (полный список в таблице).
У страховых компаний в зависимости от портфеля и тарифов немного отличаются лидеры угонов. Так, у компании "Ренессанс" помимо выше названных моделей в десятке самых угоняемых присутствуют модели Land Rover Discovery, BMW X1, Hyundai ix35 и Renault Sandero.
Страховую статистику по угонам подтверждают и данные ГИБДД. Правда, если статистика страховой компании учитывает только угоны автомобилей с каско, то гаишники опираются на все заявления граждан о хищении авто. Поэтому в рейтинге ГИБДД свыше озвученного присутствует ВАЗ-2106, распространённый и лёгкий для угона автомобиль, а также бестселлеры C-класса в старых поколениях: Ford Focus, Mazda 3 и Toyota Corolla. Последние чрезвычайно востребованы на многочисленных разборках.
Проблема авторазборок как генератора угонов сейчас весьма актуальна. Здесь во многом нелегалам способствуют таксопарки, отмечает координатор движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов.
— Почему Hyundai Solaris и Kia Rio часто угоняют? Они очень популярны на рынке, и на запчасти для них есть огромный спрос. Одни из главных клиентов криминальных авторазборок — это таксопарки с большим количеством машин. Эти автомобили регулярно бьют в авариях, они ломаются из-за постоянных нагрузок. А большая часть такси — это как раз бюджетники вроде Solaris, — говорит Шкуматов.
По словам эксперта, угнанную машину почти сразу же разбирают, продавать её особого смысла нет: стоимость автомобиля будет невысока, да и подделать идентификационные номера хлопотно. При этом Шкуматов отмечает, что за последние годы ситуация на чёрном рынке запчастей поменялась.
— Несколько лет назад машины угоняли целенаправленно. Например, для ремонта какого-то конкретного подержанного автомобиля угоняли относительно свежий, после чего машину после ремонта продавали. То есть основными потребителями запчастей с ворованных машин были сервисы, теперь же ими стали автопарки таксомоторных компаний. Произошло это, в частности, из-за появления крупных агрегаторов и сервисов заказа такси. При этом они не обязаны знать, откуда взялись эти детали, — говорит Шкуматов.
Хуже всего будет, если денежное возмещение по ОСАГО заменят ремонтом в сервисе, вот тогда количество угонов вырастет в разы, уверен автомобильный юрист Сергей Радько.
— Если введут поправки в закон об ОСАГО и отменят денежные выплаты на ремонт после ДТП, то количество угонов автомобилей (особенно бюджетных) только увеличится. Сервисы, аффилированные со страховыми компаниями, получат бесперебойный поток клиентов, машины которых они смогут ремонтировать с использованием запчастей, купленных на разборках или с рук. Естественно, увеличение спроса вызовет рост числа угонов. И пострадают больше всего именно владельцы массовых машин, которых на дорогах больше всего, — утверждает Сергей Радько.