General Motors возвращается в Россию под узбекским прикрытием
Отвёрточная сборка на заводе Derways может помочь GM-Узбекистан обойти заградительный барьер в виде утилизационного сбора.
Как установил Лайф, компания "GM-Узбекистан" ведёт переговоры с черкесским заводом Derways об организации сборки автомобилей на их мощностях. Вся новая линейка "GM-Узбекистан" — суть перелицованные модели бренда Chevrolet (принадлежит GM), который резко ограничил своё присутствие в России в начале 2015 года. Тогда это решение американцев было воспринято как политический акт — продолжение санкционной политики США в отношении России. Возвращение под узбекским брендом сохранит нынешний нейтральный статус американцев, громко отказавшихся от нашей страны, но при этом поможет им закрепиться с ранее популярной продукцией на растущем российском рынке.
— С октября прошлого года узбеки ("GM-Узбекистан". — Лайф) ищут российского партнёра для организации промсборки автомобилей Ravon. Сейчас в качестве основного претендента рассматривается Derways. Надо сказать, решение по сборке на мощностях черкесского завода пока не принято. Переговоры в прогрессе. Узбеки попросили отсрочку по утилизационному сбору, если появится площадка, то и вопрос об отсрочке будет снят сам собой, — рассказал Лайфу источник в автобизнесе.
По словам собеседника, вопрос о выходе "GM-Узбекистан" с контрактной сборкой в Россию будет обсуждаться на заседании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Узбекистаном.
В России узбекские автомобили долгое время продавались под брендом UZ-Daewoo, линейка была довольно скромная: Daewoo Matiz, Nexia и Gentra. Однако из-за своей дешевизны эти модели пользовались довольно неплохим спросом в России: в докризисном 2013 году было продано 60,8 тыс. штук. Девальвация рубля катастрофически обвалила спрос на машины UZ-Daewoo: в 2015 году было продано всего лишь 20,5 тыс. штук. В том же году компания неожиданно провела ребрендинг, сменив имя на Ravon. Вместе с этим узбеки отказались от старой модельной линейки, представив слегка перелицованные модели GM: Ravon R2, R3, R4 — суть хетчбэк Chevrolet Spark, и седаны Aveo и Cobalt соответственно.
Ravon R2. Фото: © Лайф
Бренд Ravon представлен исключительно на внешних рынках, в Узбекистане эти же автомобили продаются под маркой Chevrolet. Завод Derways на запрос не ответил, а в компании Ravon не признались, что ведут переговоры с Derways.
— Мы никогда не собирали, не собираем и не будем собирать на Derways, — заявила Лайфу представитель Ravon Наталья Польская.
Совместного предприятие "GM-Узбекистан" (АК "Узавтосаноат") на 75% принадлежит правительству среднеазиатской страны и на 25% американскому концерну. Производство в России на мощностях завода Derways (выполняет CKD-сборку для китайских компаний Lifan, Chery, Hawtai, Brilliance) может быть стратегическим шагом для американо-узбекского СП. В 2015 году Derways приобрёл одно из последних спящих соглашений о промсборке, выписанное на ООО "Группа Химэкс". Однако соглашение должно закончить своё действие уже в 2018 году, после чего черкесская компания по примеру других промсборщиков может рассчитывать на подписание специнвестконтракта с Правительством России.
Фото: © Ravon
— Нишу дешёвых бюджетных иномарок Ravon сможет занять, логично им развивать это направление. Бюджетный сегмент достаточно большой, доля В-класса увеличивалась даже на падающем рынке. Думаю, место на рынке для Ravon найдётся, — убеждён аналитик "ВТБ-Капитала" по рынку Владимир Беспалов.
Единственной выгодой начала сборки в России для "GM-Узбекистан" может быть компенсация утилизационного сбора, которую, возможно, пообещал им Derways, полагает управляющий партнёр ERUssia Partners Сергей Бургазлиев.
— Смена статуса на российского производителя для Ravon принципиально ничего не изменит. Возможно, смогут дать более выгодную цену для потребителя или "GM-Узбекистан" сможет больше зарабатывать, оплачивая контрактную сборку, — отметил эксперт.