Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
9 февраля 2017, 05:00

Зимняя подстава. Как из-за снега и грязи водители попадают на штрафы

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Из-за снега и льда на проезжей части можно запросто лишиться водительского удостоверения или получить серьёзный денежный штраф.

В среду Верховный суд России снял с автомобилиста штраф ГИБДД в 5 тыс. рублей за то, что груз закрывал номер. В результате ему был выписан штраф всего на 500 рублей за неправильную перевозку крупногабарита. Высшая инстанция определила, что зачастую гаишники просто неправильно трактуют КоАП, назначая большой штраф либо направление в суд на лишение прав за нечитаемый номер. Правозащитники отмечают, что это проблема обостряется в зимний период, когда на дорогах много снега и реагента. Лайф расскажет, в каких случаях гаишники преувеличивают размер реального правонарушения.

Зимой водителям тяжело постоянно следить за чистотой регистрационных знаков, чем и пользуются гаишники. Зачастую водителю автомобиля с запорошенными снегом или реагентом номерами они оформляют штраф не за движение с нечитаемыми знаками (что предполагает штраф в 500 руб.), а более тяжкое нарушение статьи 12.2 КоАП — сокрытие номеров "с помощью специальных средств и материалов". Наказание за такое нарушение уже строгое — 5 тыс. руб. или же лишение водительских прав на срок до 3 месяцев.

Многие правозащитники отмечают, что возможность свободной трактовки данного правонарушения порождает большую коррупционную составляющую на дороге особенно в зимнее время. Прежде всего, гаишник должен доказать, что водитель закрыл номер умышленно, например для того, чтобы не получать "письма счастья" от дорожных камер.

— 90% вероятности того, что неподготовленный автовладелец суд проиграет, так как в нашей стране такие решения обычно выносятся в пользу ГИБДД, — отмечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

По словам Травина, шансы на победу существенно возрастут, если на суд водитель придёт во всеоружии. Нужно запросить справку из Гидрометцентра о погоде в день нарушения, которая подтвердит, что имели место снежные осадки или пограничная температура. Также очень поможет в обжаловании штрафа фото автомобиля рядом с другой машиной с аналогично загрязнёнными номерами.

Сотруднику автоинспекции нужно на месте дать понять, что водитель знает свои права и осведомлён о разнице между нечитаемыми и умышленно скрытыми номерами. Никто не запрещает удалить проблему сразу же — почистить регистрационные знаки в присутствии инспектора. Перед этим номера необходимо обязательно сфотографировать — это пригодится в суде, если гаишник продолжит гнуть свою линию.

— Поможет и запись в протоколе о том, что причина нарушения устранена на месте, — говорит лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Не менее часто гаишники обвиняют водителей в нарушении разметки зимой, когда этих линий или дорожных знаков и вовсе не видно. Чаще всего засады ждут нарушителя на незнакомой улице. Например, за поворот налево через сплошную линию в соответствии со статьёй 12.16 КоАП автовладельцу грозит штраф в 1,5 тыс. руб., а за выезд на встречную полосу и вовсе можно лишиться прав на срок до полугода.

Согласно ГОСТу, если разметка неразличима (покрыта снегом или грязью, например) — она должна дублироваться временным дорожным знаком, но на практике это бывает крайне редко. Суды же на такие ситуации смотрят однобоко, трактуя их в пользу ГИБДД, поэтому водителю потребуется доказательная база.

Фото: © РИА Новости/Михаил Фомичев

Фото: © РИА Новости/Михаил Фомичев

— Нечитаемая разметка означает её отсутствие, поэтому взимать штрафы за её пересечение незаконно, однако гаишники это делают. Лучшим подспорьем в обжаловании наказания станут фотографии или видео, на которых видно время и место нарушения и состояние разметки. Можно привлечь свидетелей из числа других водителей. Судья может поставить их показания под сомнение, но он обязан их принять и дать оценку, — говорит Виктор Похмелкин.

Аналогично нужно поступать и в случае, если водитель неумышленно нарушил правила из-за нечитаемого знака. Например, не уступил дорогу другим машинам или проехал под кирпич, не разобрав рисунка на запорошённом снегом или грязном знаке. Согласно ГОСТу, расстояние видимости знака должно было не менее 100 м. Лучшим аргументом как при разговоре с инспектором, так и в суде будет запись видеорегистратора. На ней должен быть запечатлён сам момент манёвра и чётко видно состояние разметки и знаков.

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

— Гаишники всегда смотрят, есть видеорегистратор у человека или нет. Во втором случае гаишник смело может написать, что разметку было видно, и судья поверит представителю власти. Регистратор — это лучшая панацея от таких разводов людей в погонах, — говорит координатор движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов.

В качестве доказательства также можно использовать записи уличных камер видеонаблюдения, но эти данные могут предоставить по запросу ГИБДД или суда, а каждая запись хранится только 5 дней, затем удаляется безвозвратно. Если же гражданин оставит заявку с указанием точного адреса и времени происшествия в департаменте информационных технологий — запись могут отложить на срок до 30 дней.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров