Регион

Уведомления отключены

6 августа 2018, 04:30

Удар "Охотника". Зачем Россия разрабатывает тяжёлый ударный беспилотник

Почти 20 лет Россия отставала в создании ударных беспилотных аппаратов. Однако уже в ближайшее время в состав подразделений ВС РФ войдут принципиально новые боевые машины, способные заменить человека на поле боя.

Коллаж © L!FE  Фото: © Shutterstock.com

Коллаж © L!FE  Фото: © Shutterstock.com

Сохранили все полимеры

Кто только не упрекал российских авиастроителей в неспособности производить нормальные, пригодные для крупносерийного производства и боевой работы беспилотники! Вал критики, как водится, сопровождался кивками в сторону Вашингтона и подчёркиванием никчёмности отечественных технологий и успехов технологий американских. Поминая Reaper, Predator и Global Hawk, сторонники теории потери всех полимеров сетовали на давно отработанную американцами технологию производства таких систем и, безусловно, были правы. Первую версию Predator впервые подняли в небо аж в 1994 году, Reaper испытали в 2001-м, а высотный разведчик Global Hawk, который регулярно залетает в зону военного конфликта на Украине и постоянно "мониторит" границу с Крымом, впервые взлетел 20 лет назад.

Но не стоит забывать, что активную работу в этом направлении вели и советские учёные. Уже к концу 80-х авиастроители предложили военным облик перспективного дозвукового самолёта-разведчика с опциональным пилотированием. Разработкой занимался мастодонт отечественной авиационной промышленности — Конструкторское бюро Туполева. Правда, довести до ума машину специалисты просто не успели — в период распада СССР нужно было начинать думать о том, как выстоять и выжить, а не о том, как выполнить все требования военных. После того как новая Россия восстала из пепла, знамя туполевцев подхватили в РСК "МиГ" — и работа с ударным беспилотником закипела. Уже в 2007 году был рассекречен облик ББЛА (боевой беспилотный летательный аппарат) под названием "Скат" с максимальной взлётной массой в 20 тонн и боевым радиусом в 1,5 тыс. километров. Судьба проекта сложилась драматично: долгий поиск идеальных аэродинамических решений, электроники и силовой установки привели к тому, что в 2015 году на официальном уровне было подтверждено прекращение финансирования по проекту тяжёлой ударной машины.

Полноразмерный макет боевого беспилотного летательного аппарата "Скат" (на заднем плане) и управляемые ракеты Х-31 (на переднем плане) в эллинге лётно-испытательного центра РСК "МиГ" на восьмом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007 в Жуковском. Фото: © РИА Новости / Антон Денисов

Полноразмерный макет боевого беспилотного летательного аппарата "Скат" (на заднем плане) и управляемые ракеты Х-31 (на переднем плане) в эллинге лётно-испытательного центра РСК "МиГ" на восьмом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007 в Жуковском. Фото: © РИА Новости / Антон Денисов

Записки "Охотника"

Источники Life в ВПК отмечают, что первый реактивный ББЛА новой эпохи не устроил военных сразу по нескольким ключевым параметрам, среди которых способ и устройство системы управления были далеко не на первом месте. Однако опыт, накопленный туполевцами и РСК "МиГ", не был забыт. Ключевые технологии довели до единого комплекса специалисты ПАО "Сухой". Несмотря на то что директор дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов подтвердил существование "Охотника" в качестве самостоятельного проекта только в 2014 году, источники Life в промышленности отмечают, что прототип-демонстратор был готов к первым "прогонам" значительно раньше.

Проект "Скат". Фото: © Минобороны РФ

Проект "Скат". Фото: © Минобороны РФ

Главное отличие российских беспилотных систем от американских с самого начала заключалось в том, что в США с нуля создавали полностью беспилотный самодиагностируемый ББЛА, к которому оператор "подключается" лишь на этапе выполнения задания. В России же пошли другим путём, попытавшись создать опционально пилотируемый и унифицированный с боевым самолётом по узлам и агрегатам ударный беспилотник. Для первой версии машины даже построили удобную пилотскую кабину, но дальше заводских испытаний дело решили не доводить. Зато откровенно угадали с унификацией — решение оказалось настолько удобным, что новый многофункциональный истребитель шестого поколения будет опционально пилотируемым, а основные технологии, включая радиофотонный радар, отработают на беспилотных ударных машинах.

Многофункциональный истребитель Су-57. Фото: © РИА Новости / Владимир Сергеев

Многофункциональный истребитель Су-57. Фото: © РИА Новости / Владимир Сергеев

Универсальный солдат

Полезность беспилотников на поле боя долгое время оспаривалась многими специалистами, однако август 2008-го, когда части и соединения 58-й армии едва не ослепли и не оглохли без оперативных разведданных, в срочном порядке заставил пересмотреть подход к беспилотным системам. Уже к сирийской операции ВС РФ подошли во всеоружии — большие и не очень летательные аппараты с фото- и видеоаппаратурой на борту выполнили чудовищный объём работы и были успешно интегрированы в систему управления войсками. Однако точная разведка и доразведка целей, удар, оценка эффективности и (при необходимости) повторный удар, равно как и "свободная охота" на цели в заданном квадрате, скоро будут выполнять одним — максимум двумя аппаратами. По мнению источника Life в ВПК, для создания "Охотника" военные потребовали от разработчиков спроектировать, протестировать и создать универсальную систему управления, обработки данных о боевой обстановке, передача которых будет осуществляться по защищённому каналу связи.

Колонна российских бронетранспортёров, отправленных в Цхинвал. Фото: © AP Photo/Musa Sadulayev

Колонна российских бронетранспортёров, отправленных в Цхинвал. Фото: © AP Photo/Musa Sadulayev

Подробностей о боевом софте, который был написан для "Охотника", нет, однако источник, знакомый с ходом разработки аппарата, отметил, что выруливать на взлётно-посадочную полосу, совершать взлёт, посадку и "уходить домой" при первом намёке на отказ ключевых систем беспилотник способен как по команде оператора, так и в полностью автоматическом режиме. Боевую живучесть новинки обеспечит трёхкратная система резервирования на контуре управления, которая позволит машине действовать даже в случае отказа одного из элементов управления. Специалисты отмечают, что, по сути, ключевое требование при создании таких машин всего одно — полностью исключить человеческий фактор из процесса разведки и нанесения ударов, а для быстрого обслуживания и срочного ремонта "Охотник" будет унифицирован с одним из российских истребителей. Новый ББЛА обещали испытать уже до конца года, и в случае успеха "Охотник" может практически полностью заменить на поле боя разведчиков типа "Форпост" и "Орлан" и превратиться в центр управления боевыми операциями, замкнув на себе задачи, выполняемые разведывательными БПЛА, силами специальных операций и пилотами штурмовиков одновременно.

Многоцелевой сверхтяжёлый беспилотный летательный аппарат "Охотник-У". Фото: © bastion-karpenko.ru

Многоцелевой сверхтяжёлый беспилотный летательный аппарат "Охотник-У". Фото: © bastion-karpenko.ru

В 2020 году новую машину должны принять на вооружение, однако до сих пор нет подробностей относительно средств поражения — ракет и бомб, которыми "Охотник" будет оперировать при боевых действиях. Уже известно, что управлять машиной будет продвинутая система выбора целей, создаваемая на основе нейросетей и машинного обучения, а специалисты, знакомые с ходом работ, отмечают, что российские авиастроители готовят "Охотника" исключительно для оперативной разведки и нанесения точных ударов. Если верить этой информации, то на вооружении машины могут остаться исключительно управляемые бомбы и высокоточные ракеты типа "воздух — поверхность", которые будут подвешены во внутренних отсеках для вооружения. Если все пойдёт по плану, то уже через два года российские военные получат возможность наносить упреждающий удар и срывать любые активные действия противника задолго до встречи в открытом бою.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров