Береговая охрана Украины может получить чудо-тримаран
В Сети появилось изображение нового тримарана, предназначенного, по замыслу авторов, для береговой охраны Украины. Лайф попытался разобраться, что за чудо техники хотят предложить силовикам украинские мастера компьютерного дизайна.
Фото: © unikyachts.com
На сайте украинской компании Unik Yachts (г. Николаев) появилась новость о том, что она разработала проект патрульного тримарана для береговой охраны страны. По большому счёту, новость как новость, если бы не два вопроса, которые возникают сразу же после взгляда на это чудо техники.
А может, это тот самый?
Конструкция тримарана, судна, состоящего из трёх параллельно расположенных корпусов, связанных между собой общей палубой, уникальной не является, однако в случае с Unik Yachts всё намного сложнее. Пользователи соцсетей заметили, что "новый" патрульный тримаран до боли в сердце напоминает тримараны проекта Ocean Eagle 43, которые Мозамбику должна была построить французская CMN Group.
Этот проект стал известным не только из-за инновационного дизайна, разработанного конструктором Нигелем Иренсом, но и скандала, который разгорелся в Мозамбике. Мозамбикская компания Ematum получила около 850 миллионов долларов кредитов на закупку кораблей, из которых только 350 миллионов долларов пошли непосредственно на корабли. Судьба оставшейся части средств неизвестна, проект приостановлен, Мозамбик объявил дефолт по суверенным долгам, тримараны остались во Франции.
Предлагаем читателям сравнить фото головного катамарана проекта Ocean Eagle 43, предназначавшегося для береговой охраны Мозамбика, и "свеженарисованного" украинского шедевра.
Сходство очевидно, но есть различия в габаритах. Длина корпуса у французского тримарана — 43 метра, у украинского проекта — 25,2 метра, ширина — 15,7 м против 7,7 м у украинца.
У французского тримарана четыре дизельных двигателя мощностью по 500 л. с., которые позволяют развивать скорость до 32 узлов. Экипаж — 8 человек. Вооружение Ч 20-мм автоматическая артиллерийская установка и два 12,7-мм пулемёта. На корабле ВПП для размещения БПЛА вертолётного типа Schiebel S-100 Camporter, а также 7-метровая полужёсткая моторная лодка.
Украинцы предлагают размещать в своём катере 5 человек экипажа, 2 12,7-мм пулемёта, боевой модуль типа "Катран-М". Другие характеристики не указаны.
Поэтому, если вдруг окажется впоследствии, что дело сдвинется дальше компьютерного изображения, а в ТЗ появятся цифры, близкие к характеристикам "француза", можно будет строить версию о перепродаже технологии Киеву. Ведь и Украине смогут одобрить кредит на покупки дорогостоящей техники, если найдётся государство, способное поручиться за Украину так же, как французы поручились за Мозамбик. Транш Украине ведь недавно одобрили, несмотря ни на что.
На копирование проекта у французов намекает и описание предназначения нового перспективного украинского боевого судна. По мнению Unik Yachts, корабль должен выполнять функции по борьбе с пиратами, торговлей людьми, нелегальной иммиграцией и контрабандой. Обо всём этом в Чёрном и Азовском морях, к которым имеет выход Украина, не слышали уже достаточно давно.
А может, это старый добрый копипаст?
По мнению редакции, эта версия вполне может иметь право на существование. В последнее время на Украине рисуют много интересных образцов "современного" оружия и техники, которую пытаются продать государству: время ведь военное. Лёгкий боевой самолёт (ЛБЛ), например. И поэтому можно допустить, что при современном уровне развития компьютерных технологий кто-то из дизайнеров увидел Ocean Eagle 43 (он, кстати, вообще впервые был показан на выставке IDEX 2013 в версии Ocean Eagle 40) и потом повторил его на своём компьютере — либо случайно, либо осознанно.
Если допустить самый "страшный" вариант — намеренный копипаст — и вдобавок допустить, что компания сможет получить какие-то средства на дальнейшую разработку проекта, то это по нынешним временам тоже в порядке вещей: на оборонном заказе все пытаются заработать. А вариант с правами в случае с Украиной работать не будет, и французская CMN Group, даже выиграв суд, никаких компенсаций получить не сможет в силу специфики украинского государства.
Константин Макиенко, заместитель руководителя Центра анализа стратегий и технологий, так прокомментировал версию Лайфа о копировании: "Украина — это неконвенциональный член мирового сообщества. Даже если из этой задумки что-то выйдет, что-то будет построено. Но и при положительном решении международного суда в пользу истца (обладателя прав) добиться от Украины ничего не удастся. А, откровенно говоря, сама перспектива что-либо построить на Украине довольно призрачная. Они ведь и промышленный, и научный, и конструкторский состав растеряли".
Крупных проектов по разработке военных кораблей у Unik Yachts пока не было, некрупных, собственно, тоже. Если судить по описанию сферы деятельности компании, основные направления её деятельности — консультирование, содействие в покупке и перемещении яхт, а также другие услуги (хранение, страховка, послепродажное обслуживание яхт).