Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
1 ноября 2016, 08:07

Китайский истребитель пятого поколения J-20 бросает вызов американскому F-35

Фото: © Yu ming - Imaginechina/FOTOLINK

Фото: © Yu ming - Imaginechina/FOTOLINK

Сегодня Китай представил миру свой собственный истребитель пятого поколения "Цзянь-20", который в западных экспертных кругах чаще фигурировал под звучным именем "Чёрный орел". Таким образом, J-20 из Поднебесной стал пятым публично полетевшим самолётом такого типа после американских F-22 и F-35, японского Mitsubishi X-2 и российского ПАК ФА Т-50.

Американские эксперты уже выступили с мнением, что перспективная разработка восточного гиганта позволит ВВС КНР успешно противостоять истребителям США. Правда, речь в этом случае идёт о машинах четвёртого поколения, к которым относятся, например, знаменитые F-16, стоящие на вооружении стран НАТО.

Но на самом деле "Чёрный орёл" вполне может бросить вызов и главной экспортной разработке американцев — F-35. Эта машина создавалась Штатами в качестве своеобразного универсального "многоцелевика", способного заменить широкий спектр боевой авиации самих США и их партнёров по Североатлантическому альянсу.

Но на поверку, помимо хвалёной технологии "стелс", которая, ко всему прочему, работает лишь при выключенной радиолокационной системе, Lightning II ничем похвастать не может. В первую очередь это касается ближнего боя, где американец вчистую проигрывает более маневренным российским истребителям поколения "4++" и даже просто полновесным "четвёркам".   

Если говорить о китайском J-20, то к его созданию косвенно причастны и отечественные технологии. В первую очередь речь может идти о поставках в КНР российских Су-35С, относящихся к промежуточному классу "4++".

— Подписанный в 2015 году по линии Рособоронэкспорта контракт на поставку Поднебесной 24 сверхманевренных многоцелевых истребителей Су-35С предусматривает также и передачу стандартного комплекта бортового радиоэлектронного оборудования, — сказал Лайфу эксперт издания "Военное обозрение" Евгений Даманцев. — В него войдут и мощнейшая в мире бортовая РЛС для тактических истребителей Н035 "Ирбис-Э", и комплекс связи и обмена тактической информацией С-108, и наземный комплекс воздушной связи НКВС-27. Бортовую систему обмена данными С-108 можно вполне отнести к оборудованию переходного поколения: она позволяет Су-35С слаженно действовать как в парах, так и в звеньях, эскадрильях и полках, согласовывая информацию с наземными и воздушными пунктами РТР и ПВО по зашифрованным различными методами каналам связи (от псевдослучайной перестройки рабочей частоты до кода Рида — Соломона). 

Эксперт выразил уверенность в том, что "современный уровень развития китайской электроники позволяет производить аналогичные С-108 комплексы, а поэтому и его отправка в Китай не вызывает особых опасений с точки зрения использования КНР наших технологий". 

— Но, помимо всего прочего, на С-108 используется более простая антенно-фидерная система типа "Поток", а более продвинутая С-111-Н для нашего ПАК ФА имеет и более сложную систему "Аист-50". Так что на основе комплекса связи С-108 китайские корпорации "Чэнду" и "Шеньян" российские секретные технологии для пятого поколения скопировать не смогут. 

Если говорить о соперничестве китайцев с американскими конкурентами, то поставка им даже экспортного варианта российской РЛС Н035 "Ирбис" способна, как говорят в США, make a difference.

— Хоть современные китайские истребители J-10B и J-15S и оснащаются перспективными РЛС с АФАР, элементная база пфаровского "Ирбиса" продолжает сильно интересовать китайцев, поскольку его энергетические возможности даже на 20% лучше, чем у американской БРЛС AN/APG-77, — говорит Даманцев. — Кроме того, ПФАР-РЛС имеют свои преимущества, одним из которых является механический доворот антенной решётки для обзора боковых и участка задней полусферы вокруг истребителя. В РЛС с АФАР для подобного обзора необходимо устанавливать дополнительные меньшие радиолокаторы бокового обзора, что хоть немного, но утяжеляет массу машины.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров