В России разработана концепция криогенных авиадвигателей
Фото: © ЦАГИ
Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского предложил концепцию нового пассажирского самолёта на криогенном водородном топливе, сообщает портал АЕХ.
Концепцией предусмотрена разработка широкофюзеляжного лайнера с верхней установкой топливных баков внутри корпуса. Если разработка будет завершена, лайнер сможет перевозить от 200 до 230 пассажиров.
Сообщается, что использование водородного топлива в модифицированных турбореактивных двухконтурных двигателях потенциально может дать существенную экономию топлива. Помимо этого, подобные силовые установки отличаются от обычных керосиновых двигателей экологичностью, так как продуктом сжигания водородного топлива является вода.
Концепцией предполагается создание пассажирского самолёта с двухэтажным фюзеляжем, на первом этаже которого будут установлены кресла для пассажиров, а на втором — топливные баки с жидким водородом. Лайнер планируется оснастить Т-образным хвостовым оперением, которое не будет "затеняться" набегающим потоком воздуха.
Для ликвидации негативного влияния увеличенного лобового сопротивления ЦАГИ совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения имени Баранова предложил установить в хвостовой части турбовентиляторные двигатели с ультравысокой степенью двухконтурности, вентиляторы которых вращаются в противоположные стороны.
Этими хвостовыми двигателями будет захватываться медленный пограничный слой, текущий по поверхности фюзеляжа. Предполагается, что это будет приводить к образованию зон турбулентности и ускорению течения пограничного слоя в передней части фюзеляжа, а значит, будет снижаться лобовое сопротивление.
На водородный самолёт планируется установить электрические турбовентиляторные двигатели, за питание которых будет отвечать водородная топливная ячейка в хвостовой части.
Проекты по переводу самолётов на водородное топливо уже разрабатывались, но до конца не были доведены, так как для сохранения дальности полёта самолёта требуется большее количество водородного топлива и, соответственно, топливные баки увеличенного объёма. Такие баки теоретически можно установить внутри фюзеляжа для сохранения аэродинамики, но количество посадочных мест для пассажиров в таком случае придётся сократить.
Для сохранения числа посадочных мест топливный бак большого объёма можно разместить на внешней подвеске или внутри увеличенного фюзеляжа, что приводит к увеличению максимальной взлётной массы и лобового сопротивления самолёта, а это полностью лишает смысла использование криогенного водородного топлива, так как становится невыгодным.
Лайф напоминает, что первый пассажирский самолёт на криогенном водородном топливе разрабатывался в СССР в первой половине 1980-х годов на базе обычного пассажирского лайнера Ту-154. Разработчики модифицировали этот трёхдвигательный самолёт, смонтировав на него вместо одной обычной силовой установки новую водородную. Модифицированный самолёт получил обозначение Ту-155. Ту-155 выполнил около ста испытательных полётов, включая два продолжительных международных перелёта. Из ста полётов пять были осуществлены полностью на водородном топливе. В 1989 году Ту-155 оснастили модифицированным двигателем НК-88 — НК-89. Эта силовая установка могла работать на сжиженном природном газе. В начале 1990-х годов проект Ту-155 закрыли.