Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 января 2017, 17:11

О каких боевых роботах говорил президент

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

На заседании Военно-промышленной комиссии РФ Верховный главнокомандующий России Владимир Путин в очередной раз отметил, что вооружённые силы нуждаются в оснащении высокотехнологичным оружием. Говоря о том, что российской армии нужны отечественные эффективные разработки в сфере робототехнических комплексов, президент вновь поднял непростую для обсуждения тему замещения даже сравнительно небольших зарубежных беспилотников техникой отечественного производства.

Ни для кого не секрет, что Россия является не только крупным экспортёром военных технологий и готовых продуктов оборонного назначения, но и активно покупает технику за рубежом. Оглядываясь назад, стоит отметить, что серьёзный прогресс не только по части закупки техники, но и производства собственных изделий начался после операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008-го.

Проблемы, связанные с отсутствием современных средств разведки и контроля, начали постепенно решаться за счёт импорта. На тот момент более эффективного и относительно недорогого способа было не найти, и Минобороны активно начало сотрудничать с зарубежными производителями узкоспециализированной техники двойного назначения. Одновременно с процессом изучения предложений у зарубежного производителя в Минобороны России начали активно изучать готовность к импортозамещению у отечественных предприятий.

Две программы по оснащению войск современными средствами разведки практически сразу начали давать плоды, и наряду с беспилотниками израильского производства сначала на выставках, а затем и в войсках стали появляться БПЛА отечественного производства. В процесс выполнения госконтракта включились многие отечественные производители. "Кронштадт", "Транзас", "Иркут" и десяток профильных авиационных конструкторских бюро друг за другом принялись активно создавать разведывательные беспилотники разных форм и размеров.

Кто-то может и не разделять такого оптимизма и возразить, мол, вон американцы всё придумали и реализовали до вас. Эти люди, конечно, будут правы. В области производства беспилотников Россия действительно уступала Соединённым Штатам. Но справедливости ради стоит сказать и о том, что радиоэлектронная промышленность США никогда не стояла на пороге банкротства и ведущие предприятия не сдавали цеха в аренду под склады для того, чтобы просто выжить.

К счастью, и в России эти времена в прошлом. А значит, самое время давать результат. За те несколько лет, что минули с начала Государственной программы перевооружения — 2020, отрасли уже есть чем похвастать. Если не брать в расчёт беспилотники для разведки и сосредоточиться на решениях, с помощью которых можно будет уничтожать противника, то вам нужно ехать в Казань.

Малоизвестный факт: Казанское конструкторское бюро им. Симонова создаёт беспилотник, который по документам идёт как "автоматизированный беспилотный аппарат широкого спектра действия". Контролирует процесс специальная структура в составе Минобороны России — Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов. И хотя открытых данных о том, сколько взлётов и посадок совершило "изделие", нет, источник Лайфа в ОПК сообщил, что процесс испытаний тяжёлого беспилотника дальнего радиуса действия находится на завершающем этапе.

Главное, своё!

Термин "импортозамещение" в разрезе национальной безопасности давно перестали употреблять ради красивого словца. А санкции и ограничение ВТС просто стали хорошим поводом к началу развития собственных технологий двойного назначения. Многие эксперты отмечают, что первый этап насыщения российской армии современной техникой благополучно завершён. Наземные и авиационные комплексы с самым разным назначением уже трудятся во всех военных округах, а значит, пришло время двигаться дальше.

Президент Путин не случайно практически на каждом совещании промышленников и военных озвучивает требование повысить долю отечественных решений в области современной техники. Делается это для того, чтобы не заниматься производством так называемой лицензионной продукции — техники, разработанной и продаваемой за рубежом. Для полного понимания самого понятия "лицензионная копия" можно привести один простой пример. Российский беспилотный летательный аппарат "Форпост" с дальностью действия 200 километров является лицензионной копией израильского БПЛА Searcher, производством которого занималась компания IAI.

Таких примеров, когда зарубежная техника адаптируется к российской действительности, наберётся с десяток. Несмотря на то что стратегические направления вроде электроники для подводных ракетных крейсеров или современных боевых машин полностью отрабатываются отечественной радиоэлектронной промышленностью, использование зарубежной электроники даже в небольших количествах может быть опасно.

Всё дело в том, что в электронных чипах и процессорах может оказаться "вшитое" программное обеспечение, благодаря которому разработчик (или, что ещё хуже, третьи лица) может узнать о том, в каких условиях используется техника и какие конкретно задачи выполняет. Эксперты и специалисты нескольких НИИ в интервью Лайфу пояснили, что при соответствующем внимании со стороны государства на 95% заместить иностранные комплектующие можно в течение нескольких лет. В среднем, по оценкам источников Лайфа в ВПК, для этого может потребоваться от 5 до 10 лет. И это при том, что одну из главных задач российские специалисты уже успешно решили. Большинство новинок в области разведки и целеуказания с воздуха управляются с помощью отечественного программного обеспечения. Именно это и имел в виду президент, говоря о том, что темпы работы в этом направлении необходимо наращивать.

Боевой успех

Несмотря на то что большинство критиков давно похоронили не только отдельные области, но и весь российский ВПК целиком, правильность решений в автоматизированных средствах разведки и поддержки огнём давно проверяется на практике. Ударный роботизированный комплекс "Платформа-М", который является разработкой научно-исследовательского технологического института (НИТИ) "Прогресс", почти постоянно используется не только для учений, но и наряду с людьми несёт службу в пункте базирования подводных кораблей Тихоокеанского флота.

Концерн "Калашников" и мини-БМП под названием "Соратник", боевой дистанционно управляемый комплекс "МРК" и беспилотники на водородном топливе, испытанные в Сирии, — всё это результат не бездумного заимствования технологий, а собственные научно-исследовательские работы. Стоит добавить, что многие компании, выполняющие работу по государственным оборонным контрактам, не являются крупными предприятиями и на многомиллиардных бюджетах не "сидят".

Хороший тому пример — ОАО "766-е Управление производственно-технологической комплектации", разработчик и производитель боевых роботов "Уран-9". В заключение стоит отметить, что большинство решений для МО РФ не просто продукты для "закрытого" использования. Большинство из таких решений в ближайшие пару лет будут активно продаваться на экспорт. По сути, в отечественном военно-промышленном комплексе в данный момент существует всего одна проблема, о необходимости решения которой и говорил Владимир Путин.

В ближайшие несколько лет правительству вместе с Минобороны предстоит не только сохранить уже разработанные и внедрённые проекты, будь то "малогабаритная" робототехника или тяжёлые боевые машины, но и "почистить" госзаказ, выбросив из него неэффективные, пожирающие деньги и время программы.

Речь, в частности, идёт о тех проектах, которые отечественными являются только на бумаге. Правовая "инъекция" пойдёт и промышленности, и обороноспособности страны на пользу. Разработчики и производители начнут развивать технологии и повышать качество собственных продуктов, а Вооружённые силы РФ получат технику с отечественной элементной базой.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров