Регион

Уведомления отключены

17 марта 2017, 07:00

"Нет справки — нет денег". Как Минобороны хоронит тех, кто отдал службе 30 лет

В марте Тамара Морошкина отнесла в суд исковое заявление к Министерству обороны. В нём жена отставного полковника, скончавшегося в Болгарии, требует от военных выплаты так называемых похоронных, которые полагаются всем бывшим военным. В случае с Виктором Морошкиным на его похороны Минобороны должно было выделить 126 тысяч рублей. Небольшая сумма за то, чтобы отдать последний долг тому, кто служил родине 32 года.

Фото из личного архива Морошкиной Т.С. © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Фото из личного архива Морошкиной Т.С. © РИА Новости/Наталья Селиверстова

— Мы познакомились на работе, он работал под Москвой, в военной части, специализировавшейся на ракетных двигателях, а я рядом, в Королёве, мы работали над спускаемыми аппаратами для наших космонавтов. Они приезжали к нам, мы к ним, так и познакомились, — рассказывает о Викторе Алексеевиче его вдова, Тамара Сергеевна Морошкина.

Полковник ракетных войск Виктор Алексеевич Морошкин служил в армии до 1983 года, там же, на службе, из-за регулярного контакта с ракетным топливом у него начало портиться здоровье. В семье решили, что пора на покой и 32 года на службе вполне достаточно.

Однако на покой Морошкин не ушёл. Он перепрофилировался в специалиста по экономике и в течение 33 лет после окончания военной службы преподавал в университете, дослужившись до профессора. В институте профессор и полковник ракетных войск проработал до лета 2016 года.

Ещё в 2012 году проблемы со здоровьем стали серьёзнее, в лёгких обнаружили жидкость и рекомендовали регулярно менять климат. Московский стал слишком опасен.

Последние пять лет полковник в отставке ежегодно выезжал на пару месяцев в популярный среди наших соотечественников болгарский курортный городок Бургас. Не то чтобы это было его прихотью, скорее, необходимостью: климат Болгарии благотворно сказывался на заслуженном военном и учёном, и именно этот причерноморский болгарский город рекомендовали ему врачи.

— Мы могли выезжать только в два летних месяца, ведь он постоянно преподавал, готовил книги и научные пособия, принимал экзамены в экзаменационной комиссии. И дело пошло на лад, жидкости в лёгких практически не стало, поправилось самочувствие, — рассказывает Тамара Морошкина.

Именно поэтому каждое лето Морошкин с женой отправлялись в даже по нынешним временам недорогую Болгарию, где Виктор Алексеевич проходил лечение и отдыхал, надо полагать, вполне заслуженно, посвятив служению стране 65 полных лет жизни.

Однако осенью 2016 года вернуться домой Виктору Морошкину было уже не суждено. Сердечный приступ, с которым не смогли совладать болгарские врачи и уставший организм профессора, оборвал его жизнь. Благодаря предусмотрительности Морошкиных (в каждую поездку чета оформляла себе страховку) вывоз тела в Россию и прочие формальности не стали препятствием на пути Морошкина домой.

Здравствуй, Родина

Нам много лет, поэтому страховка была очень дорогой. Но мы решили не рисковать и покупали её исправно, каждый год, это здорово помогло, когда Виктор Алексеевич скончался. С транспортировкой тела и другими делами никаких проблем не было. Может, если бы мы были во время сердечного приступа тут, его бы ещё могли спасти. Нет, скорая в Болгарии приехала быстро, но помочь ему, к сожалению, уже не смогли
Тамара Морошкина

Проблемы встретили бывшего военного уже дома, когда жена Морошкина неожиданно выяснила, что Военный комиссариат Москвы отказывается выплачивать пособие на погребение, мотивируя это тем, что справка о смерти не соответствует установленной форме, а именно форме № 33, которую выдают все российские загсы, но никак не могут выдать госучреждения иностранных государств.

Столкнувшись с этим неожиданным казусом, Тамара Морошкина обратилась в МИД РФ, где пенсионерке и инвалиду второй степени с готовностью пояснили, что между Россией и Болгарией давно, ещё с 1975 года, существует двусторонний договор о принятии всех документов, выданных гражданам Болгарии или России (как правопреемницы СССР) без дополнительных согласований или уточнений.

На практике это означает, что свидетельство о смерти, выданное на гражданина России в Болгарии, будет равноценно свидетельству о смерти, выданному на гражданина России в России же. И ровно то же самое касается всех граждан Болгарии, усопших или погибших в России. Для всех ведомств внутри России достаточно справки из Болгарии, для ведомств в Болгарии достаточно справки из России.

Нам-то какое дело, каким он был человеком, у нас нет справки. Идите и доставайте, некоторые наверное подделывают. А я думаю, ну как же так, так ведь нельзя!
Тамара Морошкина

Для всех — да не для всех. Пенсионерка Тамара Морошкина на собственном опыте убедилась, что даже если твой муж отдал службе в армии треть жизни, без справки № 33, выданной загсом, армия ему ничего не должна.

Пишите, пишите

Сначала Морошкина обратилась в Военный комиссариат Москвы с просьбой выплатить причитающиеся ей на похороны мужа средства, приложив к письму имеющиеся у неё документы, в том числе и справку о смерти, выданную в Болгарии. Однако в комиссариате ей сообщили, что без справки № 33 ни на какие компенсации рассчитывать не приходится.

Старушка вздохнула и написала в Министерство обороны РФ. Указала на заслуги мужа перед армией и страной, указала на то, что никаких других справок у неё нет и быть не может. Пояснила, что в загсе ей не могут выдать справку № 33, поскольку у неё на руках уже есть легитимный и действующий на территории страны документ. В ответ получила вежливый, но по-военному твёрдый отказ: "Без справки № 33 никаких похоронных".

Морошкина не сдалась и обратилась в Министерство иностранных дел России, описала проблему и попробовала уточнить, что ей теперь делать. Письмо рассмотрели и разъяснили, что никаких дополнительных документов от неё требовать никто не вправе, между Болгарией и Россией по-прежнему действует двусторонний договор о безусловном принятии всеми органами власти документов выданных в обеих странах. Никакая дополнительная верификация документов от Морошкиной не требуется.

С пояснениями от МИД РФ Морошкина снова обратилась в Минобороны РФ, на этот раз тоже напрямую к министру обороны. Вот цитата из её письма: "Я не могу понять, как в одном государстве принято постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 года № 1274, согласно которому для Министерства обороны нужна справка формы 33 из загса или консульства, а для Министерства иностранных дел такого постановления не существует и таких справок оно не выдаёт? Как такое может быть, почему из-за этой нестыковки страдают невинные люди?"

Переписка с Минобороны, МИД и военным комиссариатом не помогла. В декабре прошлого года вдова Виктора Алексеевича предпринимает последнюю попытку получить от военных средства в досудебном порядке. Она обращается в военную прокуратуру и в военный комиссариат с просьбой пересмотреть решение об отказе в выплате причитающихся семье покойного средств. Однако вновь получает отказ. Либо справка № 33, либо никаких денег.

Мне один начальник из военных сказал, что, может, если я не опущу руки, то что-нибудь изменится. Мы ведь не одни такие оказались, и до нас такие были, и после нас будут
Тамара Морошкина

Суд за три пенсии

126 тысяч рублей не слишком большие средства, даже с учётом того, что Минобороны сейчас приходится активно экономить на всём и перевооружаться. Но разбрасываться деньгами не стоит. Поэтому Морошкину довели до суда. Точнее, сама Тамара Сергеевна была вынуждена обратиться в суд. В семье объясняют: "Дело уже не в деньгах — дело в принципе".

Виктор Алексеевич давным-давно похоронен. Прошли и девять дней с его смерти, и сорок, и наступила весна, а умер он ещё 9 сентября прошлого года. Скоро следующие ветераны и отставные офицеры отправятся в Болгарию поправлять уже отсутствующее здоровье. Только им следует иметь в виду письмо от Военного комиссариата Москвы, которое Тамара Сергеевна получила под Новый год, 26 декабря. В нём военные чиновники в очередной и последний раз отказывают в выплате пособия, а заодно в официальной и строгой форме напоминают, что выплатят средства исключительно по предъявлению оригинала формы 33. Международные договоры, взаимное визирование документов сотрудниками МИД РФ и болгарского МИД на военных не действуют, только форма 33 из органов ЗАГС.

В результате 10 марта 2017 года инвалид второй группы, восьмидесятилетняя вдова заслуженного военного и профессора вынуждена привлечь адвоката и обратиться в Пресненский районный суд, куда ответчиками приглашены Министерство обороны РФ и Московский военный комиссариат, в качестве свидетеля будут присутствовать представители МИД, а истцом выступать сама Тамара Сергеевна.

Причём именно в финале истории стоит ещё раз напомнить, что случай четы Морошкиных вовсе не единственный и ранее Минобороны уже проигрывало подобные дела.

— Судебная практика по таким делам есть, и она положительная. По моему мнению, им проще сначала отказать и довести дело до суда, чем вносить правки в постановление правительства. Я находила подобные дела в Воронежской области и в Брянской, в обоих случаях истцы выиграли, — рассказывает адвокат Тамары Морошкиной Маргарита Пальцева.

Теперь, после обращения в суд, Тамару Морошкину и её семью ждут судебные разбирательства, которые могут продлиться от нескольких месяцев до года, в случае если военные будут оспаривать решение суда.

Пальцева сравнивает поведение военных с поведением страховых компаний, назначающих мизерные выплаты за страховые случаи в надежде на то, что пострадавшие не станут доводить дело до судебных разбирательств. То есть потери в судах в результате оказываются выгоднее для страховой компании или Министерства обороны, потому что большая часть людей отчаивается искать правды и просто отказывается от борьбы с несправедливостью.

В этом случае, уверяет дочь Тамары Морошкиной Светлана Витковская, они сдаваться не намерены и рассчитывают, что их борьба за справедливость подтолкнёт Минобороны к тому, чтобы заняться изменением ошибочного постановления таким образом, чтобы отставные военные, в случае если им по каким-то причинам довелось умереть за границей, не получали вместо посмертных почестей ворох отписок.

В Минобороны на запрос Лайфа оперативно ответить не смогли. По мнению управляющего партнёра коллегии адвокатов "Железников и партнёры" Александра Железникова, у вдовы Виктора Морошкина высокие шансы на выигрыш дела, поскольку суд, вероятнее всего, вынудит Минобороны соблюдать законодательство и двусторонние соглашения между Россией и Болгарией.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров