Уведомления отключены

12 июля 2016, 11:16

Российские астрономы впервые нашли экзопланету

Типичный "горячий юпитер" в представлении художника. Фото: ©  NASA/Ames/JPL-Caltech

Несмотря на плохие условия для наблюдений и весьма скромные технические средства, уральские учёные первыми в России смогли обнаружить экзопланету.

Учёные во главе с Артемом Бурдановым из Уральского федерального университета с помощью 40-сантиметрового телескопа открыли надежного кандидата в экзопланеты — объект KPS-TF3-663. Он может быть либо горячим Юпитером — газообразной массивной планетой, либо, с меньшей вероятностью, еще более массивным коричневым карликом. Это открытие стало первым сделанным российскими астрономами посредством использования собственных телескопов. Соответствующая статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а её препринт доступен на сайте Корнелльского университета.

KPS-TF3-663 совершает полный оборот вокруг жёлтого карлика, похожего на наше Солнце, за период в 1,7 земных суток. Это значит, что объект крайне близок к своей звезде, во много раз ближе, чем Меркурий к Солнцу. К сожалению, это почти всё, что можно сказать о нём в настоящий момент. Более полные данные учёные рассчитывают получить с помощью последующих спектральных наблюдений.

Открытие было сделано довольно необычным образом. Объект был обнаружен методом транзитной фотометрии — по периодическим повторяющимся снижениям яркости звезды. Они случаются тогда, когда между ней и земными телескопами проходит планета, вращающаяся вокруг далёкого светила. Однако 40-сантиметровый телескоп того типа, что использовался на Урале, — совершенно нетипичный инструмент для транзитного поиска других планет. Он мал, и его технические возможности ограничены. Из-за этого за рубежом они не используются для первичного поиска кандидатов в планеты. К тому же климат на Урале неблагоприятен для астрономических наблюдений, поэтому активная работа даже таким скромным инструментом велась всего по три часа в сутки. Чтобы добиться результатов в столь невероятно сложных условиях, уральская команда провела большую работу по созданию собственного программного обеспечения для поиска слабых сигналов транзитной фотометрии.

Астрономы предполагают, что в будущем этот 40-сантиметровый телескоп рациональнее переместить в другие районы страны с лучшими условиями для наблюдений. Следует отметить, что подавляющее большинство всех известных экзопланет открыто телескопом космического базирования (ныне частично неисправный "Кеплер"). Из космоса условия для их поиска несопоставимо лучше. Там телескоп может постоянно смотреть в одну и ту же часть неба, а не вращаться вместе с Землёй и постоянно смещающимся полем обзора. Кроме того, там не мешает земная атмосфера и её облака. Однако в обозримом будущем российский космический телескоп, пригодный для открытия экзопланет, не появится — такой инструмент стоит сотни миллионов долларов. Поэтому на данном этапе отечественным астрономам ничего не остаётся, как пытаться за счет предельной оптимизации методов поиска сделать хотя бы ограниченное количество открытий наиболее крупных планет с наземных телескопов.