Уведомления отключены

20 июля 2016, 17:20

Астрономы: Планеты у соседней звезды пригодны для жизни

Фото: © flickr.com/garysan97

Атмосферы экзопланет TRAPPIST-1b и TRAPPIST-1c похожи на атмосферы Венеры, Марса или Земли.

Планеты у расположенной неподалёку от Солнца звезды TRAPPIST-1 очень похожи на нашу: они имеют примерно те же размеры, часть из них нагревается до нужной для жизни температуры, а также они, согласно новым данным, несут компактные содержащие водяной пар атмосферы. Об этом сообщают астрономы, статья которых опубликована журналом Nature.

Звезда TRAPPIST-1 — холодный карлик, расположенный в 39,5 светового года от нас. В мае 2016 года у неё была открыта планетная система, включающая как минимум три экзопланеты с близкими к земным размерами. Исходя из их приблизительных размеров и удалённости от звезды, учёные сообщили, что две из них могут быть подходящими для жизни — по крайней мере частично. Хотя светило TRAPPIST-1 заметно слабее и тусклее Солнца, TRAPPIST-1b, TRAPPIST-1c и TRAPPIST-1d вращаются к ней намного ближе Земли и должны достаточно нагреваться. При этом по радиусу все три планеты отличаются от нашей не более чем на 15 процентов.

Однако для окончательных выводов учёным требовалось уточнить их массы, чтобы выяснить, обладают ли планеты системы TRAPPIST-1 твёрдой поверхностью, а также проверить наличие атмосфер. Эту работу продолжили наблюдения Жюльена де Вита (Julien de Wit) и его коллег из Льежского университета. Ещё в мае астрономы использовали космический телескоп Hubble, который сумел заметить редкое небесное явление: двойной транзит, прохождение сразу двух планет (TRAPPIST-1b и TRAPPIST-1c) по диску их материнской звезды.

Собрав спектральные данные двойного транзита планет по TRAPPIST-1, учёные сравнили их с картиной, которую можно было бы ожидать от разных вариантов атмосфер, предсказанных теоретическими моделями: разреженной или плотной водородной либо компактной, содержащей углекислый газ, азот или водяной пар. Наилучшим образом спектральная кривая совпала с расчётными данными для водяной и достаточно компактной атмосферы у обеих планет.

Эти результаты ещё более сближают TRAPPIST-1b и TRAPPIST-1c с внутренними планетами Солнечной системы. Остаётся лишь узнать, с какой именно: это может быть и раскалённая бурная Венера, и застывший пустынный Марс, — но может оказаться и полная жизни Земля. По оценкам астрономов, вторая планета TRAPPIST-1c получает от своей звезды примерно столько же света, как Венера от Солнца, в то время как третья, TRAPPIST-1d, напротив, получает меньше земного уровня инсоляции. Возможно, климат на ней более прохладен и ближе к марсианскому, хотя при плотной атмосфере на ней может существовать и жидкая вода. Жюльен де Вит и его коллеги продолжают исследование системы TRAPPIST-1, параллельно ведя поиск новых экзопланет у других холодных карликов.