Реновация ремонта. Снос хрущёвок поднимет цены на стройматериалы
После старта программы реновации спрос на строительные и отделочные материалы вырастет в два-три раза. Вместе со спросом будут расти и цены. Лайф выяснил, какие товары для ремонта подорожают больше всего, а какие, наоборот, ждёт большой дисконт.
В понедельник столичные власти назвали первые 113 адресов, где уже построены и будут строиться дома по программе реновации. Во вторник объявили ещё 125 площадок. Застройка участков начнётся уже в следующем году, а порядка 20% жилья пойдёт на продажу. Всё-таки новые дома будут большей этажности и квартир в них будет больше, чем потребуется переселенцам. В такой ситуации очевидно, что в ближайшие годы столицу ждёт не только строительный, но и отделочный бум.
Во-первых, не всех переселенцев устроит ремонт от застройщика и многие захотят оформить жильё на свой вкус. Во-вторых, часть квартир будет продана сторонним покупателям по рыночным ценам, а это уже платёжеспособная категория жильцов, которая обычно начинает ремонт в квартире сразу после покупки.
— В рамках программы реновации потребность городского стройкомплекса в стройматериалах вырастет в два-три раза, — отмечает коммерческий директор торгового комплекса "Каширский двор" Антон Янкун. — Эту ситуацию могут использовать в своих целях недобросовестные продавцы и взвинтить цены. Такие попытки должны пресекаться со стороны властей.
В то же время участники рынка считают, что спекулятивного повышения цен в несколько раз не будет. Просто потому, что покупательская способность на стройматериалы упала за последние несколько лет. За счёт роста курса доллара и кризиса цены на товары для ремонта итак резко выросли — по некоторым позициям в два раза. Поэтому строители уверены: цены вырастут в среднем на 10–20%.
В первую очередь это коснётся строительных смесей и финишных покрытий низкой ценовой категории: ламината, обоев, пластиковых панелей. Как отмечает прораб Антон Грязнов, первым делом новосёлы в новостройках заменяют линолеум на ламинат и переклеивают обои. По его мнению, в рамках реновации некоторые линейки этих товаров могут вырасти в цене даже на 20–30%. К тому же на более дешёвые материалы переходят те, кто изначально планировал покупку более дорогих. К примеру, соглашаются на ламинат вместо паркетной доски.
— Уже к концу года цены на стройматериалы вырастут в среднем на 10–15%, — рассказывает Антон Янкун. — Что касается конечных потребителей, то кризис внесёт коррективы в планы новосёлов, вынуждая их больше обращать внимание на скидки и специальные предложения или выбирать наиболее бюджетные решения в отделке. Таким образом, на рынке будет расти доля товаров низкого ценового сегмента. В то же время на средний и высокий ценовой сегменты реновация не окажет существенного влияния.
Соответственно, в рамках реновации не будут существенно дорожать такие товары, как паркет и паркетная доска, дорогие линейки сантехники и плитки, двери из массива дерева. Одним словом, те товары, которые итак стоят достаточно дорого. В то же время цены напрямую будут зависеть от объёмов производства.
— Сейчас все заводы, производящие стройматериалы, недозагружены, — отмечает генеральный директор исследовательской компании Mar Consult Дмитрий Шиманов. — В рамках реновации спрос на стройматериалы может вырасти на 30–50%, что даст заводам полную нагрузку. Другими словами, есть большой потенциал увеличения объёмов производства. Пока производство не будет загружено на полную мощность, цены расти не будут.
Кстати, появятся товары, которые можно будет купить с дисконтом. В первую очередь это стальные радиаторы. Батареи обычно меняют только в старых домах. В новых радиаторы обычно не трогают. Соответственно, при обновлении жилого фонда спрос на радиаторы не только не вырастет, но может начать падать.
— Сегодня у производителей отопительных приборов большие товарные запасы, — констатирует директор по развитию российского представительства итальянского производителя Global Radiatori Роман Шидлаускас. — Более того, некоторые заводы по производству стальных панельных радиаторов планируют ввод в эксплуатацию новых производственных линий. Таким образом, производители не смогут поднять цены на фоне дефицита продукции. Учитывая, что новое жильё по программе реновации будет вводиться постепенно и вряд ли существенно превысит традиционные ежегодные объёмы строительства, серьёзного роста закупок среди застройщиков ожидать не приходится. Более того, есть вероятность, что часть компаний пойдут на незначительное снижение цен для стимулирования продаж.
Участники рынка считают, что темпы роста цен будут напрямую зависеть от сроков реализации программы. Чем медленнее будет идти строительство, тем меньше будут расти цены на популярные материалы.
— Реновация вызовет бурный рост строительной отрасли, но процесс растянется, и, вероятно, даже озвученные сроки 15–20 лет соблюсти не удастся, — поясняет технический директор группы компаний "Ремонт-экспресс" Азат Галимзянов. — Для этого нужно вводить в эксплуатацию 1–2 млн квадратных метров жилья ежегодно, а это, скорее всего, нереально. И дело даже не в дефиците бюджета или строительных материалов. Больше не получится строить из-за отсутствия кадров. На сегодняшний день все специалисты уже задействованы в отрасли. На обучение новых требуется время, а на это уходят годы. И даже ресурсы из СНГ в плане рабочей силы уже заканчиваются.