В Сибирь за биткоином: Россия становится центром майнинг-туризма
Дешёвое электричество привлекает в Россию сотни криптотуристов. Иностранные владельцы "фабрик биткоинов" уже выяснили, что майнить у нас в несколько раз дешевле, чем в Европе.
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Владимир Первенцев
В начале августа в Магаданской области обсуждали проект создания туристического кластера "Майнинг-туризм". Местный губернатор решил заняться привлечением туристов на Колыму. Его поддержали и представители бизнеса, которые предложили ряд неожиданных проектов. В том числе и для майнеров. Причём, в отличие от большинства путешественников, для криптоискателей самыми подходящими могут быть как раз наиболее труднодоступные районы области.
В ноябре стало понятно: майнеры действительно готовы ехать в российскую глубинку. Причём большая часть из них — иностранцы. К середине ноября в Российскую ассоциацию криптовалют и блокчейна (РАКИБ) поступило уже 40 заявок на размещение в России оборудования для майнинга биткоина. Большая часть — от компаний и частных майнеров из стран Евросоюза и Китая.
По разным оценкам, в целом размещением оборудования в России интересуются несколько сотен иностранных майнеров. Особенно "фабрики биткоинов", на которых работают несколько тысяч ASIC-процессоров.
— Всё дело в цене на электричество, — поясняет коммерческий директор крупного майнингового центра из Чехии. — В России тарифы в 3–4 раза ниже, чем в странах ЕС. Если в Евросоюзе киловатт стоит 0,1–0,2 евро, то в России — 0,03–0,04. Тут тоже всё зависит от региона. Нам интересна, например, Сибирь. Там цены на электричество поменьше, чем в Центральной России.
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / В. Белоколодов, Wikipedia.org Creative Commons
В РАКИБ считают, что самый высокий потенциал для привлечения майнинг-туристов у 15 регионов. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Томская, Тульская и Челябинская области, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
— Помимо цен на электроэнергию иностранные инвесторы обращают внимание и на существенное повышение энергетической эффективности вычислений и майнинга за счёт экономии на чиллерах (холодильных установках) и естественного охлаждения вычислительных комплексов за счёт теплообменников, — поясняет президент РАКИБ Юрий Припачкин. — Например, использующих воды Енисея в Красноярском крае. Температура воды там круглый год не поднимается выше 10 градусов. Расход электроэнергии в этом случае может снизиться ещё более чем на 30%.
Учитывая потребление и оборот крупных криптофабрик, даже незначительная экономия на электричестве может принципиально сказаться на доходе компании. Поэтому майнеры-фабриканты готовы перевозить свои фермы фактически на любые расстояния ради экономии. По словам Юрия Припачкина, месячный доход фабрики может превышать миллион долларов, а в России их уже несколько сотен. По его прогнозам, если майнинг загрузит 100 ГВт свободных мощностей российских энергокомпаний, то ежегодные инвестиции в экономику составят около 1,7 триллиона рублей.
Как правило, единицей измерения размеров майнинговой фермы является контейнер морского типа. Каждый контейнер, в зависимости от конкретного вычислительного оборудования и способа организации охлаждения, может потреблять от 100 до 300 КВт электроэнергии.
— Рентабельно устанавливать сразу несколько контейнеров, — добавляет Припачкин. — Как правило, их больше десяти, поэтому суммарная потребляемая мощность фермы одного инвестора измеряется в МВт. Это сопоставимо с потреблением электроэнергии целого посёлка.
Впрочем, не все эксперты оптимистично оценивают перспективы майнинг-туризма. Они зависят в первую очередь от госрегулирования отрасли. В частности, от размера налога, введение которого сейчас активно обсуждается. К тому же пока нельзя точно понять, сколько денег майнеры приносят поставщикам энергии.
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Владимир Первенцев
— Пока единственный критерий определения того, что электрическая энергия расходуется на майнинг, а не на утюг, — это круглосуточность, — поясняет инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин. — Нет и объективных данных о доходности майнинга как бизнеса. Конечно, если продолжится тенденция к росту сложности вычислений для добычи криптовалют, энергопотребления и популярности самого майнинга, то вопрос эффективности приведёт многих майнеров в Россию. Но естественной реакцией властей будет введение хоть какого-нибудь регулирования. Неизбежными станут регистрация и вопросы отдельного подключения к электросетям.
К тому же высок риск, что китайские инвесторы в России не задержатся. Если европейцев мотивирует прежде всего цена на электричество, то китайцы пока ищут запасной аэродром. Цены на энергию там тоже невысокие.
— На Китай приходится около 71% всех мировых мощностей по добыче биткоина, — отмечает аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко. — Успеха в "майнинг-туризме" из Китая стоит ожидать лишь в том случае, если подтвердятся слухи о возможном запрете на добычу ряда криптовалют в КНР и перекрытии майнерам доступа к дешёвой электроэнергии. По неподтверждённым данным, ряд китайских крупных игроков уже ведут переговоры с чиновниками из различных стран для подстраховки. Вполне возможно, что при отсутствии законодательных барьеров выбор майнинг-пулов падёт на Россию.