Клиент всегда неправ. Сбербанк блокирует карты и платежи
Этой весной не каждый клиент Сбербанка смог заплатить по счетам. Многие обладатели ИП обнаружили свои карты заблокированными. С неожиданной проблемой столкнулись и рядовые клиенты. Они просто не смогли оплатить даже телефон и интернет через онлайн-банк. Лайф разбирался, почему так произошло и как подстраховать себя от блокировки платежей.
— Ольга Михайловна, действие карты и доступ в "Сбербанк онлайн" (при наличии) приостановлены в рамках исполнения Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001. Если вам потребуются денежные средства, то для их получения можете обратиться в офис банка в пределах региона, где открыта карта, с документом, удостоверяющим личность, — гласило сообщение.
Шокирующее известие о блокировке своей карты Ольга получила, только прилетев на отдых в Италию. По иронии судьбы как раз эту карту она взяла для того, чтобы расплачиваться в магазинах. Наличных почти не было.
Ольга сразу же начала звонить в контактный центр. На переговоры потратила почти тысячу рублей, а карта так и не разблокировалась. Оператор кол-центра предлагала получить наличные в любом отделении банка, но только в Москве. Соответственно, распорядиться своими деньгами в Италии Ольга никак не могла.
В СМС от банка содержался и другой вариант решения проблемы — для возможности разблокировки карты в течение семи дней нужно отправить на электронный адрес документы, подтверждающие экономический смысл проведённых операций по карте. Только вот никаких документов под рукой за границей у Ольги не было.
Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо
Польза от звонка в кол-центр была только одна: Ольга узнала, почему заблокировали её карту. Она зарегистрирована как индивидуальный предприниматель. И вот прямо перед поездкой решила перевести свой заработок со счёта ИП в другом банке на свой личный счёт физического лица в Сбере. Этот перевод и стал причиной дальнейших бед бизнес-леди. Счёт заблокировали в рамках исполнения федерального закона, препятствующего легализации доходов и финансированию терроризма.
С похожей проблемой столкнулся и специалист департамента аналитики компании "Аналитика онлайн" Николай Котов. Он переводил небольшую сумму с карты Сбербанка на карту "Альфа-банка". Она вызвала вопросы у службы финмониторинга Сбербанка. После долгих разбирательств и предоставления документов перевод всё-таки был сделан. Но Николай с тех пор со Сбербанком не сотрудничает.
— Мы всё чаще сталкиваемся с жалобами от клиентов Сбербанка, в частности от предпринимателей, имеющих расчётные счета ИП в других банках и решивших перевести прибыль ИП на карту физлица в Сбербанке, — рассказывает Николай Котов. — Жалуются на урезание лимитов переводов или на полную блокировку счёта. По закону, если ведётся грамотный бухучет и налоги платятся вовремя, а также каждая транзакция имеет комментарий, обосновывающий доход, банк не должен ставить урезание лимитов. Только в том случае, если клиент сразу или в ближайшие дни обналичивает особо крупные суммы. На бумаге оно так. Только на практике клиенты Сбербанка всё чаще сталкиваются с такими неприятностями. Банк требует обосновать экономический смысл. Иными словами, Сбербанк выступает в роли "полуналоговой", в роли регулятора и ревизора не только ИП, но и физлиц.
Одна из причин такого поведения в том, что Сбербанк не боится массового оттока клиентов, — возможно, потому что деваться последним некуда. На рынке банков всё меньше, и люди выбирают большие и надёжные кредитные организации. При этом на блокировках и урезании лимитов банк тоже может заработать.
Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо
— Чтобы снять деньги с блокированного счёта, требуется подать много документов, а банк может отдать деньги, удержав по закону 10%, — добавляет Николай Котов. — Учитывая, что урезания лимитов идут в основном на крупные суммы, можно сделать вывод: со 100 млн рублей банк заберёт 10 млн, а в год суммы заблокированных счетов гораздо выше. В целом из года в год популярность Сбербанка падает в среднем на 2–2,5%. Связано это с повышающейся финансовой грамотностью населения и с тем, что молодые люди всё чаще находят более выгодные условия в других банках.
Как пояснили Лайфу в пресс-службе Сбербанка, банковская карта физического лица, согласно условиям обслуживания, не предназначена для осуществления предпринимательской деятельности, поэтому массовые переводы со счёта ИП на счёт физического лица могут вызвать вопросы банка. В таких случаях банк может ограничить доступ к карте и интернет-банку и направить запрос клиенту для предоставления пояснений и подтверждающих документов по операциям.
— Мы рекомендуем не использовать ваши банковские карты для незаконной предпринимательской деятельности, оформить бизнес-карту, осуществлять переводы на собственную банковскую карту физического лица полученной прибыли по результатам деятельности ИП, а не всей выручки, — заключили представители Сбербанка.
Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид
Нередки случаи, когда карточку блокируют просто потому, что клиент решил снять наличные или расплатиться в подозрительном с точки зрения безопасности банка месте. С такой ситуацией столкнулся, например, шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв. По его словам, чтобы такой проблемы не возникло, клиенту надо самому обратиться в банк перед поездкой. Уведомить, в какую страну он отправляется и сколько планирует там пробыть. И при желании даже установить лимит средств, которые могут быть списаны во время его путешествия. Это заодно поможет и уберечься от мошенничества. Впрочем, с лимитом на расходование средств в Сбербанке были связаны другие истории.
В начале марта Сергей получил СМС от "Ростелекома". Оказалось, что на его счету не хватает 1 рубля для оплаты интернета. Молодой человек решил не откладывать платёж и открыл "Сбербанк онлайн". Каково же было его удивление, когда перевести недостающий рубль на счёт оператора не получилось. Сначала Сергей подумал, что просто барахлит приложение на смартфоне. Но внести платёж не получилось и со стационарного компьютера.
Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо
— Вами были установлены ограничения на сумму операций в интернет-банке. Для подтверждения операции обратитесь в контактный центр или измените ограничения в разделе настроек "Лимиты расходов на переводы и платежи", — такое сообщение высветилось в приложении онлайн-банка.
Сергей был поражён: никаких ограничений на сумму операций в интернет-банке он не ставил. Да если бы какие-то ограничения и были, то явно не на сумму в один рубль. Впрочем, сначала горе-клиенту показалось, что проблема легко решаема. Достаточно снять ограничения на перевод — мало ли где случайно какую кнопку нажал и подключилась ненужная услуга. Но сделать этого Сергей не смог. Оказалось, что снять ограничения на переводы в собственном же онлайн-банке он не может.
Пришлось звонить в контакт-центр. Девушка на другом конце провода на все возмущения клиента упорно отвечала одно и то же: "Это всё ради вашей же безопасности". Она посоветовала клиенту дойти до банкомата, взять код клиента, а затем звонить в контакт-центр и подтверждать платежи с помощью этого кода. Сергей был занят на работе и бежать к банкомату времени не было, а время шло — интернет могли отключить за неуплату. Хорошо, что у него была карта другого банка, и через его онлайн-сервис он за минуту сделал нужный платёж.
Фото: © РИА Новости/Игорь Зарембо
Через пару дней проблема Сергея со Сбербанком тоже решилась. Он ещё раз позвонил в контактный центр. На этот раз девушка просто попросила его подтвердить личность — и услугу ограничения платежей отключили. Тем не менее осадок у Сергея остался и теперь Сбербанку он не доверяет. Старается держать деньги на картах разных банков. На всякий случай.