Асбест против трусов. Россия поставит "шлагбаум" для нижнего белья из Вьетнама
C марта 2018 года Евразийская экономическая комиссия применяет пошлину в отношении некоторых видов нижнего белья из Вьетнама. Срок её действия заканчивается в декабре 2018 года. Против его преждевременного прекращения выступает российское правительство. Помимо заботы об отечественном производителе текстиля, чиновники озабочены возможным запретом на экспорт из России во Вьетнам хризотила — минерала, применяемого в строительной отрасли.
Фото: © Shutterstock.com
Евразийский экономический союз и Вьетнам ещё в 2015 году заключили соглашение о свободной торговле. Документ устанавливает пороговые годовые объёмы импорта для вьетнамских товаров, в рамках которых импорт в ЕАЭС осуществляется беспошлинно. При превышении этих объёмов ЕАЭС имеет право применить по решению коллегии Евразийской экономической комиссии ввозные таможенные пошлины на уровне ставки Единого таможенного тарифа.
Речь идёт о применении так называемого триггерного защитного механизма в отношении особо чувствительных товаров — мебели, обуви, товаров лёгкой промышленности.
Например, в 2018 году Вьетнам может беспошлинно ввезти на территорию стран ЕАЭС 104,7 тыс. кг нижнего белья. Объёмы, которые завозятся сверх этого, подпадают под действие триггерного механизма. Такое решение приняла комиссия в феврале 2018 года.
Фото: ©РИА Новости / Алексей Мальгавко
Речь идёт о таких товарах, как кальсоны, трусы, пижамы, халаты, комбинации, панталоны, ночные сорочки, пеньюары, майки и нательные фуфайки, бюстгальтеры, пояса, корсеты, подтяжки, подвязки и т.д.
Фото: © pixabay.com
Срок действия механизма заканчивается только в декабре 2018 года. Но в недрах Евразийской экономической комиссии есть сторонники позиции сокращения срока действия пошлины. Однако в российском правительстве их не поддерживают.
— Отрасль лёгкой промышленности является крайне чувствительной для России. Открытие рынка Евразийского экономического союза в рамках заключённого соглашения о свободной торговле с Вьетнамом негативно сказалось на отечественных производителях текстильной продукции. Введение триггерных защитных мер может частично нивелировать возникшие риски для отечественных предприятий, — пояснил Лайфу позицию ведомства источник в правительстве.
Есть ещё один момент, который, по его словам, влияет на жёсткую позицию по отношению к вьетнамским экспортёрам трусов и кальсон.
Фото: ©РИА Новости / Андрей Иглов
Вьетнам имеет развитую промышленность по производству хризотилцементных строительных материалов и до последнего времени был важнейшим импортёром российского хризотила.
Однако разрабатываемая в настоящее время Министерством строительства Вьетнама дорожная карта по прекращению использования хризотилового асбеста в республике к 2023 году уже привела к значительному сокращению экспорта хризотила из стран ЕАЭС.
— Если в 2016 году из России было импортировано во Вьетнам 49 тыс. тонн, то в 2017 году объём поставок составил 22 тыс. тонн, — посетовал собеседник Лайфа.
В конце июня 2018 года в Правительство Вьетнама представлен проект решения об утверждении данной дорожной карты.
Потери в экспорте для российской хризотиловой отрасли, согласно различным оценкам, могут составить от 50 000 тонн хризотила в год. При этом общий объём экспорта российского хризотилового волокна составляет порядка 550 тыс. тонн в год.
По мнению источника Лайфа в правительстве, Вьетнам вводит необоснованные барьеры в торговле в отношении российского хризотила.
— Поэтому возможность поддержать сокращение срока триггерной защитной меры в отношении нижнего белья в настоящее время не поддерживается, — добавил собеседник Лайфа. — Вместе с тем готовы рассмотреть возможность согласования данного предложения ЕЭК, в случае готовности вьетнамской стороны отказаться от введения необоснованного запрета на ввоз хризотилового асбеста.
С представителями Министерства строительства Вьетнама связаться не удалось.
Хризотиловый асбест занимает важное место в структуре экспорта российских товаров во Вьетнам. Согласно данным Международного торгового центра, в период с 2014 по 2016 год российские поставки данного минерала составляли в среднем 50 тыс. тонн в год на сумму около 30 млн долларов США и обеспечивали до 85 % общего объёма потребления данного материала во Вьетнаме. В соответствии со статистикой ФТС России, в 2017 году российский экспорт хризотилового асбеста во Вьетнам сократился на 55% в количественном выражении и на 48% — в стоимостном.