Между "Южной" Сциллой и "Турецкой" Харибдой: Какой из "Потоков" выгодней России
Ещё накануне казалось, что проект "Южного потока" заморожен навсегда. А сегодня в прессе появилась информация о том, что Россия и Болгария создадут рабочую группу, которая, в частности, будет заниматься расконсервацией нереализованного перспективного газопровода. Насколько он нужен Москве и как повлияет на переговоры с Анкарой по "Турецкому потоку" — в материале Лайфа.
Всё последнее время Россия была словно Одиссей, ведущий свою галеру к реализации хотя бы одного из перспективных проектов сквозь пролив, охраняемый ужасными чудищами — Сциллой и Харибдой. В роли монстров выступили Болгария и Турция, в течение нескольких месяцев превратившиеся из партнёров в противников Москвы. Но совсем недавно отношения с Анкарой потеплели. Вслед за этим пошли разговоры о возобновлении консультаций по "Турецкому потоку". Поняв, чем это чревато, в игру вступила Болгария. В Софии заявили о желании снова обсудить строительство другого "потока" — "Южного".
Эти идеи прозвучали из уст болгарского премьера Бойко Борисова ещё в субботу, в ходе общения с журналистами. Высокопоставленный чиновник после пятничного телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным также выразил надежду на то, что из проектной стадии в жизнь претворятся и планы по строительству АЭС "Белене".
Касательно атомной электростанции Борисов упомянул недавнее решение арбитражного суда при Международной торговой палате в Женеве, обязавшего Софию выплатить компенсацию российскому "Атомстройэкспорту" в размере 620 млн евро.
— Это безответственно — заплатить за проект, а потом законсервировать его, — сказал Борисов в интервью болгарской прессе.
Так каковы же истинные мотивы Болгарии?
Как считают эксперты, появление официальной информации такого рода прямо указывает на то, что расконсервация всех вышеназванных проектов выгодна в первую очередь самой Болгарии.
— Более того, осенью прошлого года глава Минэнерго Болгарии приезжала в Москву и пыталась поговорить со своим российским коллегой Александром Новаком на эту тему, но тогда ничего конкретного не получилось, — сказал Лайфу директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. — По сути, эта информация о рабочих группах говорит лишь о том, что Россия из вежливости выслушала предложения Болгарии. К тому же, всё упирается в позицию Брюсселя, и пока мы с ним не найдём согласия, любой проект останется висеть в воздухе.
А вот если говорить не о болгарской, а о российской выгоде, то Москве стоит более пристальное внимание уделить не "Южному", а "Турецкому потоку". Как утверждает собеседник Лайфа, самым реалистичным раскладом в этом случае будет прокладка одной ветки, которая совершенно не зависит от позиции Евросоюза.
— Более серьёзные ставки мы делаем на "Турецкий поток". Это будет центральной темой переговоров. У нас тут хорошие перспективы — необязательно рассматривать вариант с четырьмя ветками. Гораздо реалистичнее будет говорить об одной, которая в любом случае не будет зависеть от ЕС. С коммерческой точки зрения она нам очень выгодна: Россия бы тогда перебросила "украинский" транзит в Турцию. Ведь мы ещё не знаем, что будет с транзитом через Украину с 2019 года — уж слишком много было противоречивых заявлений. Если сейчас договорённости по "Турецкому потоку" появятся, позиция России по этому вопросу станет чёткой. А пока трубы нет, возможности для переговорного манёвра у Москвы ограничены. Поэтому многое будет зависеть от переговоров Путина и Эрдогана.
После появления разговоров о вновь проснувшемся интересе болгарской стороны к сотрудничеству с Россией было бы логичным использовать это в качестве козыря в переговорах с Турцией. Но это только на первый взгляд. Собеседник Лайфа уверен, такие шаги Москве делать не стоит.
— Использовать болгарскую инициативу как козырь в переговорах с Турцией не стоит. Сам Эрдоган понимает, что стоит за словами официальной Софии, что это пустышка. Понятно, что Болгария встрепенулась на фоне переговоров Эрдогана и Путина, так как понимает, что может Россию потерять. У нас на данный момент и так плохой опыт взаимодействия с Болгарией — нефтяная труба и АЭС "Белене". К сожалению, София сворачивала переговоры в последний момент. Проблема с проектом "Бургас — Александруполис" была поднята ещё до того, как укрепилась вертикаль энергополитики в Европе, когда не требовалось согласований с Брюсселем.
А ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уверен, что лавировать между Софией и Анкарой нужно. Но необходимо делать это крайне аккуратно, с выгодой для себя.
— И Турция, и Болгария — это страны, с которыми у нас отношения стабильно хорошие не складывались. И там, и там для наших проектов есть политические риски. Но если всё же выбирать, то тянуть трубу в Турцию спокойнее: там нужно лишь договориться с Эрдоганом. Болгария же, даже если согласится, может всё опять сорвать из-за давления Брюсселя. В Софии было всегда два крыла: одно экономически настроенное, а другое — политически, выступавшее за Вашингтон и Брюссель и боявшееся сотрудничать с Россией.
— Нужно, чтобы сам Брюссель одобрил проект. Здесь в первую очередь надо договариваться с ЕС, а уже затем с Болгарией. Думаю, Россия будет вести переговоры с обеими странами и смотреть, где будет выгоднее. В идеале — сделать проект по болгарскому направлению на две трубы, а потом одну из веток увести в Турцию, для того чтобы избавиться от украинского транзита.
Предтеча российско-болгарского потепления
Намёки на потепление в отношениях между Москвой и Софией и последующую реанимацию "Южного потока" появились ещё в апреле, на фоне ощутимых проблем турецко-российского диалога. Неожиданный отказ Болгарии от всех претензий по проекту нефтепровода Бургас — Александруполис подарил РФ возможность обойти турецкие проливы. Взамен в Софии начали лелеять надежду на возобновление "Южного потока", крайне выгодного для страны как с точки зрения энергетической безопасности, так и с финансовой.
После длительных переговоров с российскими и американскими нефтекомпаниями Болгария согласилась отозвать из Амстердама свой иск о ликвидации голландской проектной компании Trans-Balkan Pipeline B.V. Об этом Лайфу сообщил источник в российско-болгарской межправительственной комиссии. Это означает, что проект нефтепровода Бургас — Александруполис может быть реанимирован.
Сейчас танкеры с нефтью идут из российских портов на Чёрном море в Европу через контролируемые Турцией проливы. В среднем через два крупных нефтеналивных порта — Новороссийский МТП и терминал Южная Озереевка Каспийского трубопроводного консорциума (КТК экспортирует российскую и казахстанскую нефть по нефтепроводу Тенгиз — Новороссийск) — в год проходит около 70 млн тонн сырой нефти. В прошлом году суммарный объём составил 72,8 млн тонн (из них 30 млн тонн пришлось на Новороссийск).
Чтобы разгрузить порты и не направлять танкеры через турецкие проливы, Россия ещё в середине 90-х предложила прокладку трубы, которая могла стать альтернативой поставкам нефти через перегруженные и ныне недружественные Босфор и Дарданеллы. Переговоры начались только в 2000-х.
В 2007 году Россия с Болгарией и Грецией подписали соглашение о строительстве трубы мощностью до 50 млн тонн в год и длиной 285 км от болгарского Бургаса до греческого Александруполиса. В 2008 году участники проекта создали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V., которая стала оператором строительства нефтепровода. Интересно, что 51% акций в равных долях был распределён среди российских "Транснефти", "Роснефти", "Газпромнефти" и греческой Helpe-Thraki A.E. Правительству Греции досталось 24,5%, а Болгария через Проектную компанию нефтепровода "Бургас — Александруполис БГ" также получила 24,5%.
Стоимость проекта оценивалась в $1,2 млрд. TBP начала подготовку к проекту, но работы часто переносились, а в 2010 году были заморожены Болгарией под предлогом экологической опасности. В 2011 году София и вовсе решила выйти из проекта.
Летом 2015 года после предложения Греции возобновить проект к переговорам с Болгарией вернулись вновь. Сначала уговорить её попыталась Россия, но болгарский Минфин своей позиции по проекту не изменил. Затем отговорить болгар взялся американский Chevron, заинтересованный в более коротком плече транспортировки как акционер (15%) КТК.
Остальные доли в проекте были распределены между структурами "Транснефти", "ЛУКойла", "Роснефти", казахстанского "Казмунайгаза" и др. К концу 2016 года мощность КТК должна составить 67 млн т (сейчас — около 48 млн т). В процессе переговоров Chevron может войти в капитал греческо-болгарского трубопровода, не исключает президент "Транснефти" Николай Токарев.
Но американцам, видимо, уговорить болгар не удалось — прошлой осенью Болгария подала иск в суд Амстердама о ликвидации Trans-Balkan Pipeline B.V.
Зато это удалось России: в рамках последней межправкомиссии болгарская сторона заверила Россию, что отзовёт свой иск, говорит источник Лайфа в организации. Официальный представитель "Транснефти" Игорь Дёмин подтвердил информацию об отзыве иска. Очевидно, что судьба проекта сейчас полностью зависит от Болгарии. Дёмин не сообщил, когда могут быть возобновлены работы по проекту. Представители Chevron Салли Джонс и болгарского Минфина отказались от комментариев.
По информации Лайфа, Болгария вернулась к проекту не просто так. Как рассказал нам источник в комиссии, София на переговорах решила в очередной раз поднять вопрос о возобновлении проекта "Южный поток".
Болгария ранее предлагала провести до неё замороженный ныне "Турецкий поток". Официально Россия согласилась повторно рассмотреть проект, но лишь при условии, что против него не выступит Еврокомиссия, подтверждает знакомый с текстом заключения межправкомиссии источник Лайфа.
Проект был закрыт президентом России Владимиром Путиным ещё в декабре 2014 года. Болгария требовала от России выкупить 50-процентную долю в болгарском СП South Stream Bulgaria AD, но ответа не получила.
— Несмотря на противоречия с Еврокомиссией в руководстве Болгарии стоит задача наладить отношения с Россией, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, — на этом фоне возобновление любых старых проектов логично.
Для России возобновление сотрудничества с Болгарией тоже выгодно.
— За последние пять лет РФ наладила и другие экспортные маршруты своей нефти (в 2012 году была введена Балтийская трубопроводная система суммарной мощностью 80 млн тонн нефти в год), России всё ещё важно возобновление проекта: замена танкерных поставок на трубопроводные позволит избежать вероятных проблем с проходом танкеров через контролируемые Турцией Босфор и Дарданеллы, замечает Митрахович. Но тогда мощность трубы придётся увеличивать как минимум до 90 млн тонн в год. По его мнению, работы по проекту "Бургас — Александруполис" могут возобновиться с ростом цен на нефть.