Молитва в "Телеграмме", проповедь через влог. Чем живёт православный Интернет?
Одной из тем для обсуждения на открывшемся 29 ноября в Москве Архиерейском соборе Русской православной церкви стало использование священнослужителями Интернета. К "эффективному использованию соцсетей" призвал собравшихся епископов патриарх Кирилл, отметив, что "социальные сети — это такая же реальность нашего времени, как телевидение или радио, и ошибкой будет пренебрегать этой реальностью". Между тем реальностью уже стали и запускаемые один за другим сугубо православные интернет-проекты, привлекающие к себе сотни тысяч пользователей: соцсети, мессенджеры, влоги, интерактивные карты, платформы для сбора пожертвований, онлайн-школы. Лайф разобрался, кто и зачем "зажигает звезды" в околоцерковном сегменте Рунета.
Крупнейший православный сервис для общения в России — социальная сеть "Елицы" (в переводе с церковнославянского богослужебного языка РПЦ — "Те, которые, сколько их есть"), начавшая работу в мае 2014 года по благословению патриарха Кирилла. По данным сервиса Similarweb.com, в сентябре — октябре этого года "Елицы" набирали в среднем около полумиллиона просмотров в месяц. Для православного сегмента Рунета это немало — планку в миллион просмотров в месяц преодолевают там лишь считаные "киты", существующие с нулевых ("Православие.ру", "Православие и мир", сайт журнала "Фома").
Скриншот © L!FE
— На сегодняшний момент в нашей социальной сети зарегистрировалось 184,8 тысячи пользователей, в среднем сайт посещает около 140 тысяч человек в месяц, из них примерно 26 тысяч являются "активным ядром", то есть заходят на сайт чаще, чем раз в месяц, — рассказала Лайфу пресс-секретарь "Елиц" Наталья Чиж. — География пользователей: 78% — Россия, 22% — остальной мир. Основная часть аудитории (35,6%) — от 45 лет и старше. Среди наших пользователей преобладают женщины (62,2% регистраций).
Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков
— У нас зарегистрированы страницы 19 172 храмов, относящихся к 16 из 24 канонических, автономных и самоуправляемых православных Церквей, с которыми у РПЦ существует евхаристическое общение, — говорит Чиж. — На странице прихожане или духовенство публикуют информацию о своём храме, новости прихода, объявления и т.д. По сути, это интерактивный сайт храма с возможностью коммуникации между прихожанами и клириками (можно писать на стене, в комментариях, в чат). Все зарегистрированные храмы занесены на Карту храмов, которая является самой полной и актуальной на сегодняшний день в России.
Обширно представлено в православной соцсети и духовенство РПЦ — зарегистрировались 1144 священнослужителя, включая таких известных, как протоиерей Всеволод Чаплин. В апреле 2015 году в "Елицах" была открыта и официальная страница патриарха Кирилла, что послужило толчком к регистрации в этой соцсети епископата РПЦ.
Среди реализуемых на платформе "Елицы" проектов — сервис онлайн-консультирования "Вопросы батюшке" (создан в 2015 году, получено 62,5 тысячи ответов), "Вопросы психологу" (создан в 2016 году, получено 4,6 тысячи ответов) и т.д. Имеется платформа сбора пожертвований, разработанная совместно с "Яндекс. Кассой".
Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков
Пресс-секретарь сети "Елицы" подчеркнула Лайфу существенный момент: "Наш проект многие считают церковным и удивляются, когда узнают, что нас не спонсирует Патриархия или ещё какие-либо структуры. Но это так, это инициатива обычных верующих. "Елицы" является народным проектом и существует во многом благодаря пользователям, которые дают предложения по разработке и улучшению функционала, жертвуют на его содержание. Создавались "Елицы" для людей и Церкви, а не для монетизации".
Про монетизацию, видимо, это "камешек в огород" другого известного в Рунете проекта, предлагающего возможности общения, — "Правжизнь", также запущенного в 2014 году. Посещаемость "Правжизни", по данным Similarweb.com, в сентябре — октябре этого года составляла в среднем около 150 тысяч просмотров в месяц. Создатель и гендиректор Александр Судаков заявил Лайфу, что "ежедневно наш сайт посещает пять тысяч человек".
Скриншот видео: youtube/Священник на ютубе
На лицевой странице сайта расположено развёрнутое описание интернет-магазина со списком церковных товаров, сопровождаемое призывом "Заходи и получай скидку!" Интересно, что, если заглянуть в популярную базу проверки контрагентов "За честный бизнес", то на Судакова помимо созданного им в январе этого года благотворительного фонда "Правжизнь" поиск по его ИНН выдаёт зарегистрированное ещё в сентябре 2012 года ООО "Правжизнь-магазин", а также целый ряд компаний.
Скриншот © L!FE
На сайте "Правжизни" под лозунгом "Православные, объединяйтесь!" есть и Единый личный кабинет (ЕЛК) священнослужителя.
Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков
— ЕЛК священнослужителя предлагает священникам пользоваться возможностями Интернета. Например, можно создать профиль храма на подробной карте православных храмов мира, в котором рассказывать о святынях, чудесах, новостях, расписании богослужений своего прихода. Уже 355 батюшек зарегистрировались и используют наш сайт как дополнение к основному сайту храма (аккаунтов патриарха и епископов РПЦ, по словам Судакова, на "Правжизни" нет. — Прим. Лайфа). Также ЕЛК позволяет создать публичный профиль священнослужителя, на котором можно опубликовать, например, видео воскресной проповеди, ответы на вопросы, — рассказал Лайфу Судаков.
На базе сайта в рамках упомянутого выше благотворительного фонда "Правжизнь" реализуется сбор пожертвований. Деньги, судя по информации на сайте, можно перечислить через СМС, банковские карты и популярные платёжные платформы.
— Мы работаем как агрегатор и предоставляем наши возможности фондам и некоммерческим организациям, — говорит Судаков. — Мы также занимаемся продвижением конкретных сборов и благотворительных программ. В ноябре 2017 года мы анонсировали две программы — "Ремонт и поддержка сельских храмов Русской православной церкви" (на данный момент собрано ноль рублей из необходимых 9,36 млн. — Прим. Лайфа) и "Духовное воспитание детей и молодёжи в воскресных школах" (на данный момент собрано 100 рублей из необходимых 342,95 млн. — Прим. Лайфа). Благодаря фонду "Правжизнь" 37 храмов уже объявили сборы пожертвований и собрали более одного млн рублей.
Впрочем, всё это повторяет возможности "Елиц". Однако у "Правжизни" есть своя "фишка" — "православный Телеграм". О запуске мессенджера "Правжизнь-телеграм" было торжественно заявлено в феврале этого года, анонс был размещён даже на официальном сайте РПЦ.
— Эта идея пришла к нам в 2015 году, когда в моду стали входить мессенджеры. Наш мессенджер сделан на платформе популярного "Телеграма". Мы связали "Правжизнь-Телеграм" с подробной картой православных храмов мира, что позволяет пользователю выбрать "Мои храмы", в которые он ходит или за жизнью которых готов наблюдать через подписку на канале храма. После выбора "Мои храмы" пользователю становятся доступными "Канал храма", или "Чат храма", или возможность создать их, — рассказал Лайфу Судаков. — "Правжизнь-телеграм" скачали уже более восьми тысяч пользователей (далее он уточнил, что "в день мессенджером пользуется 800–1000 человек". — Прим. Лайфа).
Есть у "Правжизни" и собственный YouTube-канал, где действует "Воскресная школа-онлайн", где преподают священники нескольких храмов из Москвы и регионов. Как рассказал Судаков, "сейчас на канале уже более девяти тысяч подписчиков, поэтому записи имеют хорошую популярность". Однако если зайти на канал "Правжизнь ТВ", то видно, что при таком числе подписчиков у каждого видео всего от 50 до 200 просмотров.
Скриншот видео: youtube/Священник на Ютубе
Самый же популярный влогер РПЦ — это священник из Благовещенска (Амурская область) Святослав Шевченко, начинавший в нулевые как блогер-тысячник в "Живом журнале" (блог dyak-svyatoslav.livejournal.com, затем svyatoslav.livejournal.com), перешедший затем в "Фейсбук" и открывший в феврале этого года влог "Священник на Ютубе".
— Толчок дало желание развиваться далее, поскольку понимал, что из ЖЖ я вырос и текстовый формат мне уже не так интересен, хотелось попробовать что-то новое, — так изложил Лайфу Шевченко свою мотивацию к влогерству.
Сейчас каждое его видео (он выкладывает их раз в несколько недель) собирает от двух-трёх до 15–20 тысяч просмотров. Это несколько меньше, чем у нашумевшего влога "Batushka ответит", который ведёт с 2016 года на YouTube молодой белорусский клирик Александра Кухта, но у каждого из этих каналов свой формат и способ подачи. Если Кухта старается копировать стиль и лексику популярных среди молодёжи влогов, то Шевченко ближе жанр классической проповеди, более того, он отметил Лайфу, что "многие каналы, которые имеют популярность у молодёжи, просто не понимает".
Обложка видео: youtube/Священник на ютубе
— Это проект по переводу на современный язык древних христианских идей, попытка объяснить сложные вероучительные истины посредством доступных образов из окружающего мира, — объяснил Шевченко Лайфу свой формат. — Неслучайно выбран и логотип канала — монограммный Константиновский крест, на фоне которого — номера главы и стиха послания апостола Павла к римлянам: "Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). Я разбираю христианские заповеди, комментирую актуальные события через призму религии, перевожу популярные песни, делаю лайфхаки, юморю...