Миллион российских смартфонов: специально для Вас, Козлов
Месяц назад новый глава "Росэлектроники" Игорь Козлов пообещал стране дешёвый массовый отечественный смартфон через три года. Недавно советник Путина отвёл ему срок в пять лет. А глава Yota Devices Владислав Мартынов, на днях продавший треть компании китайцам, пообещал миллион дешёвых YotaPhone уже в следующем году. Так кому должен верить российский обыватель с надоевшим айфоном?
В конце прошлой недели на конференции со звучным названием "Российская электроника" глава госхолдинга "Российская электроника" (просто совпадение) Игорь Козлов в качестве приглашённого гостя "протравил" со сцены байку о будущем отечественной гражданской электроники. Опуская дословное изложение, приведу лишь её суть: российские электронщики, по мнению Козлова, сейчас напоминают деревенских "пацанов в трениках", лузгающих семечки на корточках и, глядя на проезжающий мимо Ferrari, восклицающих: "У меня такой тоже когда-нибудь будет!"
Напомню, что заступивший 1 марта на пост главы "Росэлектроники" молодой Игорь Козлов успел отметиться и другими резонансными высказываниями. Так, 17 марта он дал журналистам интервью, в котором обозначил планы к 2025 году нарастить долю гражданской рыночной продукции "Росэлектроники" до 40% (с нынешних 10–20%) и — внимание! — выпустить дешёвый массовый смартфон полностью российской сборки через три года!
Оставляя за скобками тот факт, что перед самим "Ростехом" (в состав которого входит "Росэлектроника") поставлены наполеоновские планы до 2025 года ни много ни мало догнать Samsung и General Electric, нарастив долю гражданской продукции до 50% (сейчас она почти полностью ориентирована на оборонку и спецзаказы), сосредоточимся собственно на российском смартфоне.
— Под массовым я понимаю смартфон, построенный на базе аналогов Android, максимальная цена которого составляет не более 200 долларов, — пояснил тогда Игорь Козлов, заметив, что "Росэлектроника" вместе с Минкомсвязью также прорабатывает возможность создания отечественного ПО.
— У нас можно произвести электронные компоненты и смонтировать их на печатные платы, сделать дисплей и корпус устройства. Калужский завод телеграфной аппаратуры будет отвечать за дизайн корпуса, ЦНИИ "Циклон" – за производство OLED-дисплеев, ещё несколько предприятий — за производство электронной компонентной базы. На первом этапе мы можем взять тайваньский или китайский процессор, — отметил Козлов.
При этом ёмкость российского рынка таких устройств, по его мнению, составляет 10 миллионов гаджетов в год, включая не только розницу, но и заказ со стороны госструктур.
Напомним, что, согласно подсчётам аналитиков J’son & Partners Consulting, в 2015 году в России было продано 25,3 миллиона смартфонов (впервые с 2009 года рынок сжался на 3%), причём рекордно выросла доля чисто китайских смартфонов (до 33%). И новые, более современные модели дешёвых смартфонов трудолюбивые китайцы создают не за "три года" (как предполагает Козлов), а всего за два-три месяца (премиальные подольше, но не о них сейчас разговор). Возникает резонный вопрос: для чего Игорю Козлову нужно на это аж три года?
К слову, советник президента Герман Клименко недавно пообещал купить российский смартфон через пять лет, отметив, правда, что пока создать российский телефон невозможно, поскольку все детали производятся за границей, что "железо вторично" и главное — отечественный софт.
Возможно, "три года" Игоря Козлова — как раз и есть "опорный" опыт Yota Devices по созданию с нуля своего смартфона, ведь четверть этой компании как раз принадлежит "Ростеху". Но можно ли этот опыт переносить на "дешёвый смартфон полностью российской сборки"? Тем более что на днях 30% этого российского стартапа (вместе со 140 патентами и эксклюзивом продаж в Китае) было куплено гонконгским инвестфондом Rex Global. Причём сначала вообще речь шла о продаже 64,9% компании китайцам, но в последний момент сделку урезали из-за требований гонконгской биржи. То есть "первый и единственный" российский смартфон чуть было не стал "совсем" китайским.
Кстати, глава Yota Devices Влад Мартынов теперь считает, что "мы опередили отрасль на 5—7 лет", и благодаря новому инвестору собирается в следующем году продать аж 1 миллион новых Yota Phone 3. Напомним, что до сих пор на двухмиллиардном мировом рынке было продано лишь 96 тысяч "русских смартфонов", причём более половины из них — в России.
И при себестоимости в 420 долларов (а это более чем вдвое больше, чем у iPhone) YotaPhone 2 продаётся сейчас в России почти вдвое дешевле (19 990 руб.), что сложно назвать успешной бизнес-моделью. Если именно это подразумевает Игорь Козлов, называя опыт Yota Devices "достаточно успешным", то "три года" на полностью отечественный массовый смартфон с прицелом на рынок 10 миллионов штук, видимо, покажутся "лёгкой прогулкой".
Итак, в ближайшие три года
- практически все микросхемы для "нашего смартфона" останутся импортными;
- дисплей 4—5 дюймов мы массово производить тоже не сможем, как и батарею;
- освоить массовый выпуск привлекательного компактного корпуса помешает необходимость неоправданно высоких инвестиций;
- наладить в России массовый выпуск сложных печатных плат и финальную сборку — тоже только при многомиллиардных инвестициях и жёсткой дисциплине, что нереалистично.
В итоге: 99% комплектующих и практически всё производство "российского смартфона" лучше оставить в Юго-Восточной Азии, заказать китайцам или тайваньцам быструю разработку железа (под нашим контролем), быстро сделать к нему наш софт. И это сейчас фактически единственный шанс получить дешёвый массовый отечественный смартфон "за три года", а точнее — даже за год. Остальное — невыполнимые прожекты.
А ещё лучше не заниматься "госуправлением" свободного рынка, для критичных спецприменений создать "гостелефон", который будет производиться мелкими сериями в России (за основу не грех взять наработки того же YotaPhone — зачем же разбрасываться таким опытом?), а дешёвый массовый смартфон отдать на откуп свободному рынку электроники, который в России образуется сам, если ему не мешать "сверху". Как сказал один из выступавших на той же конференции "Российская электроника", лучше, чтобы наше государство "вообще забыло" о существовании свободного рынка электроники в России. А "пацаны в трениках" со своими "семечками" уж как-нибудь сами вырулят.