Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 января 2017, 13:30

Почему крах Xiaomi похоронит идею доступных смартфонов

Блогер Павел Городницкий — о том, как рушится бизнес самой обсуждаемой китайской IT-компании.

Фото: © REUTERS/Jason Lee

Фото: © REUTERS/Jason Lee

Всего пару лет назад Xiaomi процветала. За 12 месяцев 2014 года корпорация реализовала 61 миллион смартфонов и показала 227-процентный рост в сравнении с 2013-м. Флагман Xiaomi Mi3 был супервостребованным, линейка Redmi развивалась бешеными темпами, фитнес-браслет Mi Band (цена — 13 долларов) бил рекорды по продажам. Китайский рынок смартфонов покорился настолько легко, что речь тут же зашла о грандиозной экспансии. За неё отвечал Хьюго Барра — известный и очень общительный менеджер, перешедший под крыло Xiaomi из Google.

В то время компанию назвали "китайская Apple". Основатель Xiaomi Лей Джун раздавал интервью каждый месяц, а журналисты подчёркивали, что он похож на Стива Джобса (на самом деле их объединяют только джинсы и чёрная кофта). Разумеется, азиатскую корпорацию признали ультраперспективной не только в прессе: в том же 2014 году Xiaomi стала самым крупным IT-стартапом с оценкой в 46 миллиардов долларов.

Но здесь важно понимать две вещи. Во-первых, Xiaomi — непубличная компания, её акции не размещены на бирже, так что оценка производилась на основе закрытой информации. Во-вторых, стоимость компании рассчитывается из многих факторов. Один из основных — рост продаж, с которым у Xiaomi был полный порядок.

Империя разрасталась. Компания Лей Джуна заняла жирнейшую рыночную долю в Китае, развернула крупное производство, научилась качественно ремонтировать гаджеты и стала выпускать не только смартфоны, но и другие устройства (планшеты, весы, браслеты, роутеры и так далее). На 2015 год перед Xiaomi стояло две задачи:

1. Проникнуть на другие крупные рынки (Европа, США).

2. Научиться зарабатывать со смартфонов деньги.

Оба пункта — крайне важные, и сейчас уже можно говорить о том, что Xiaomi не справилась ни с одним. Экспансию затормозили патентные проблемы: оказалось, что Лей Джун бесплатно пользовался чужими изобретениями (норма для Китая), поэтому компания просто не имеет права официально присутствовать в США и Европе. Покупка 1500 патентов у Microsoft не помогла — патентное портфолио до сих пор выглядит пустым. В общем, Xiaomi так и осталась корпорацией для внутреннего пользования.

Но гораздо страшнее то, что с 2011 года китайцы не научились получать со своих гаджетов прибыль. Бизнес-план Xiaomi был изначально обречён на провал. Скорее всего, в компании руководствовались такой логикой:

1. Берём деньги инвесторов.

2. Выпускаем дешёвые смартфоны, получаем огромную рыночную долю, накапливаем лояльную аудиторию.

3. Повышаем цены, а прибыль имеем за счёт эффективности производства и больших партий товара.

Перейти от банального демпинга к настоящему заработку так и не удалось: на протяжении всей своей истории Xiaomi была убыточной. В компании не учли два фактора. Первый — конкуренты: им понравилась модель "новой Apple", и они принялись выпускать такие же бюджетные смартфоны. Второй фактор — аудитория: как показала практика, люди не привязываются к дешёвым гаджетам. Сегодня людям дали флагман от Xiaomi, а завтра условный LeEco анонсирует такой же, только на 50 долларов дешевле, — естественно, пользователи перетекут туда.

При этом стоит отдать Xiaomi должное: компания производит действительно неплохие устройства, и за счёт цен всё ещё имеет солидную долю на китайском рынке. Но прогресс остановился ещё в 2015-м, а в 2016-м продажи корпорации стремительно падали. Упала и оценка всего предприятия — год назад Xiaomi стоила уже не 46 миллиардов долларов, а всего 3,6 миллиарда.

В итоге вместо очередного квартального отчёта китайцы заявили, что больше не будут публиковать информацию о реализованных смартфонах. Выводы сделать нетрудно — у Xiaomi всё плохо. Мыльный пузырь, построенный на инвестициях и демпинге, должен лопнуть: так вести бизнес просто нельзя. В прошлом году компания уже попыталась повысить цены на смартфоны среднего уровня, но стратегия себя не оправдала. Покупатели элементарно переметнулись к тем подражателям Xiaomi, которые пока не дошли до той стадии, когда на гаджетах нужно зарабатывать.

Недавний уход вице-президента Хьюго Барры можно воспринимать лишь в одном контексте: крыса бежит с тонущего корабля. Конечно, сам Хьюго заявил, что за три года работы в Китае соскучился по семье, которая осталась в Калифорнии, но это смешная причина. На самом деле Барра осознал, что разобраться с патентами и пробраться на ключевые рынки уже не удастся. Выйти в плюс за счёт продаж в Китае тоже не получится. Биться головой в потолок менеджеру надоело, поэтому Хьюго тепло попрощался с Xiaomi, поблагодарил Лей Джуна за сотрудничество и удрал развивать VR-направление в благополучном "Фейсбуке". 

Компания вряд ли закроется в один момент — скорее всего, она будет медленно умирать и цепляться за любой шанс. Идеальный выход для Xiaomi — релиз смартфона с эксклюзивными функциями, чтобы привязать аудиторию. Правда, сделать такой гаджет невероятно тяжело: например, уже ясно, что безрамочный Mi Mix не годится на роль спасителя.

Сильнее всего от краха Xiaomi пострадают менее крупные китайские вендоры, которые тоже всецело зависят от денежных вливаний. Инвесторы посмотрят на то, что произошло с самым мощным игроком на рынке, и поставят крест на всей бизнес-модели с демпингом.

Эпоха бессовестно доступных смартфонов закончится уже в ближайшие годы.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar