Девочка с безграничными возможностями. Как Василина получила 80 млн фанатов
Депутат Госдумы Игорь Лебедев заявил, что родителям не стоит рожать детей с патологиями в развитии, комментируя ролик, где маленькая девочка без рук кушает, держа вилку с помощью ног. Спецкорр Лайфа встретился с мамой девочки и самой Василиной — героиней видеоролика.
— Гавли!!! — кричит Василина и хватает из песочницы зелёные пластиковые грабли. Девочка держит их пальцами левой ноги, а правой ногой ловко поднимает формочку-рыбку. Неспешно загребает в формочку песок, трамбует левой пяткой. Переворачивает, раз — и куличик готов. "Мявк", — резюмирует Василина. Возможно, она имеет в виду что-то более веское, чем "мявк", но в её возрасте разобрать послание сложновато.
Василине два с половиной года. Она родилась без рук. Левой нет совсем, вместо правой лишь небольшой отросток с двумя пальцами. В остальном же она обычный ребёнок: смущается незнакомых людей, непослушно трясёт светло-русой головой, пытаясь упрятать взгляд под чёлку, но, когда немного привыкает, тут же начинает играть и лазать по горкам.
На горку она любит забираться без помощи взрослых. Василина решительно подходит к первой ступеньке, садится на неё, толкает себя ногами немного вглубь, привстаёт и передвигается на вторую ступеньку. Так, шаг за шагом и поднимается до самого верха. Наверху уже лежит мячик. Василина нагибается, хватает мяч двумя пальчиками, зажимает его подбородком и поднимает. Теперь она восседает на горке важно, как маленькая принцесса. "Мяяяць", — кричит она и кидает его вниз по пластиковой трубе, чтобы кто-то из взрослых смог его внизу поймать и принести опять.
Девочка смеётся, когда взрослые бегают по детской площадке туда-сюда за мячом, а затем возвращают его. Она выглядит весёлой и уверенной.
"Я сама", — громко заявляет девочка маме и хватает свою коляску, в которой восседает плюшевый медведь. Она подталкивает коляску плечом и бодро вышагивает следом. Прохожие делают вид, что не замечают ничего необычного, но как только малышка проходит мимо, резко и в то же время робко оборачивают головы.
Биологические родители Василины сразу после рождения дочки отказались от неё. Они не были пьяницами или людьми без определённого места жительства — они просто испугались. Девочка была другой, необычной. Видимо, поэтому отказ от ребёнка никто не осудил и не попытался родителей отговорить. В районной больнице все по умолчанию понимали — ведь девочка без рук, такой наверняка дорога в детский дом. А дальше, ну дальше если повезёт.
Василине повезло: её не бросили в детском доме — её удочерила любящая пара. И малышка, в отличие от очень многих её сверстников, быстро привыкла к своим особенностям.
17-секундное видео, где полуторагодовалая Василина обедает, держа ногами вилку, посмотрело 78 миллионов человек. 90 тысяч комментариев на разных языках, в которых желали девочке здоровья и восхищались её силой.
Но среди этих девяноста тысяч голосов нашёлся голос российского депутата Госдумы. Лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев поделился своим видением мира и написал: "Зачем таким детям разрешают появляться на свет, ведь это мученик, а не жизнь?! Современная медицина определяет патологию заранее". Лучше бы вы, женщины, вовсе не рожали таких, резюмировал в короткой переписке народный избранник своим оппонентам.
Маленькая Василина ещё не в курсе, что взрослый дядя из парламента назвал её патологией и предпочёл бы, чтобы она не рождалась. Она смеётся, толкает перед собой собственную коляску с медвежонком, сама взбирается на горку и любит играть с другими детьми. Правда, иногда дети излишне внимательно разглядывают необычную девочку, и тогда малышка улыбчиво поясняет: "У меня нет ручек". Однако почти во всех играх это для неё не препятствие.
Фракционный инвалид
У депутата Игоря Лебедева двое детей, оба свои, оба родились без особенностей в развитии. Дети, по сообщениям в некоторых СМИ, учатся в Швейцарии в элитной американской школе — у них всё замечательно. Детство самого депутата Лебедева, чьим отцом является Владимир Жириновский, также было счастливым и здоровым.
По телефону он отвечает раздражённо и будто обиженно. Депутат словно не хочет, чтобы его опять втягивали в этот нездоровый мир неполноценных людей, в который он случайно попал. Ведь последние дни депутат вынужден выслушивать неприятные замечания от многих людей, а к неприятным замечаниям он не привык. Похоже, Лебедев не видит в своих словах ничего странного, не то что страшного. Более того, он уверен — всё раздули журналисты.
С маленькой Василиной депутат Лебедев не знаком. Он называет её несчастной безрукой девочкой, у которой нет будущего.
Лебедев по-прежнему считает, что некоторым людям рождаться не стоит. Но это, конечно, не фашизм никакой, это не ксенофобия, это совсем не похоже на призывы убивать слабых, изувеченных и расово неполноценных.
Нет, это всё депутат Лебедев называет гуманизмом.
— Можно же найти способы медицинского применения, чтобы прервать эту беременность и заново забеременеть. На мой взгляд, женщины, которые соглашаются рожать заведомо инвалидов, они думают в эту секунду о себе. А должны думать о детях. Ребёнку-инвалиду без рук, без ног, ну как ему жить, скажите? Как девочке без рук выйти замуж, познакомиться, я не представляю!
Лебедев добавляет, что к инвалидам он относится хорошо, есть у них и во фракции инвалид, которому никто не отвесил "ни грубого слова, ни косого взгляда". А маму девочки он зовёт в гости, где готов подарить подарок — предлагает ей свою помощь в возведении пандуса у подъезда. Ведь у подъезда, в котором живёт Василина, пандуса отродясь не было. А тут целый депутат спешит на помощь.
"Она подарок для всей нашей семьи"
Эльмире Кнутсен сорок лет — она выглядит гораздо младше. Особенно, когда идёт рядом с маленькой дочкой. С Василиной она совершенно не сюсюкается, а пытается говорить на равных.
Первого ребёнка Эльмира и Крис Кнутсен взяли семь лет назад. Денису было семь лет, у него синдром Ханхарта — генетическое заболевание, недоразвитие конечностей.
— К нам обратился друг со словами "помогите найти семью для этого мальчика". Но потом и муж, и я решили, что Господь призывает нас взять сироту.
Василину взяли полтора года назад. Объявление нашли на "Фейсбуке", на стене у тогдашнего детского омбудсмена Павла Астахова. Эльмира говорит, что в тот миг осознала — это знак Божий. В своих решениях она часто апеллирует к высшим силам. Считает, что это её миссия.
— Мы люди верующие, и с мужем как призвание стих понимаем из Библии, что истинная вера — это забота о сиротах. И мы решили взять в семью детей. Если Господь призывает, он даёт всё необходимое, чтобы исполнить это призвание.
Эльмира и Крис Кнутсен живут в Москве. Эльмира родом из Башкирии, её супруг Крис — американец. Супруг хорошо зарабатывает. А женщина ухаживает за своей многочисленной семьёй. Уже много лет Кнутсены помогают больным детям и детям-сиротам.
Благотворительностью занялись ещё в 2000-м. Тогда они жили в Екатеринбурге. В канун Нового года супруги приходили в костюмах Деда Мороза и Снегурочки к онкобольным детям: дарили малышам подарки и пели песни. С тех пор они собирают средства, работают волонтёрами, участвуют в благотворительных забегах или ищут спонсоров для помощи брошенным или больным малышам.
Эльмира и Крис христиане-протестанты из Московской библейской церкви. Там же они проводят встречи с прихожанами и семинары: для тех, кто решится усыновить ребёнка с особенностями в развитии. У семьи богатый опыт, им есть что рассказать.
У них четверо детей: четырнадцати, восьми, пяти и двух с половиной лет. Два своих сына, и двое приёмных детей. Эльмира тоже называет их своими, но добавляет, что они особенные.
— Василина — это подарок для всей нашей семьи. Кто бы с ней не общался, такое ощущение, что она даёт любовь и радость. Она очень радостная. И мой старший сын очень оптимистичный — наверное, самый оптимистичный человек, которого я знаю.
Но даже подготовленным родителям бывает тяжело — в России не привыкли к детям с особенностями в развитии. Таких детей не понимают и боятся. В обществе привыкли прятать непохожих детей у себя дома или сдавать в детские дома. Вызванный на день рождения аниматор может отказаться выступать на празднике, продавщица в магазине бросит грубое слово или соседи по двору отвернутся, встретив Эльмиру с Василиной.
Эльмира и Крис регулярно ездят в США и видят, что там всё иначе. Людям с особенностями там улыбаются на улицах. Им проще показаться в обществе, они не чувствуют себя чужаками, не чувствуют ущербными. Они чувствуют себя своими. Эльмира понимает, что у США на такие изменения ушло полвека, а наша страна лишь в начале долгого и мучительного пути.
— Я считаю, что мои дети не с ограниченными возможностями, а с безграничными возможностями, — говорит Эльмира. Она очень хочет, чтобы, когда Василина вырастет, она смогла бы пойти в обычную школу, где к ней бы относились, как к равной. Но заранее она готова к тому, что девочку придётся отдать в частную школу, как занимается её старший, особенный ребёнок. Мальчик прекрасно знает английский язык. Он бывал в Америке. И сейчас говорит, что хотел бы жить там, а не в России. Потому что там относятся по-человечески.
В Америке сложно представить, чтобы депутат предложил женщинам делать аборт, лишь бы не рожать необычного ребёнка. Чтобы кто-то из представителей народа мог назвать, даже иносказательно, людей, граждан государства неполноценными. Вряд ли в США могут предположить, что у людей с другими чертами, другими физическими данными нет будущего в стране. Такие заявления для человека избираемого — это чёрная метка. Его никогда и никуда больше не выберут. Потому что сложно представить, чтобы такие люди определяли будущее уважающей себя, великой страны. Но это там, за океаном.
Возможно, это узнает маленькая Василина, когда вырастет.
— Я готова познакомить его (Лебедева) со своими детьми. Может, это как-то поможет ему и таким, как он, понять нашу позицию. Позицию людей, кто выбирает давать жизнь таким деткам, — говорит Эльмира.
А маленькая Василина подбегает и хватает маму за штанину. Этот ребёнок не вызывает жалости или сочувствия. Это весёлая маленькая девочка, которой, наверное, даже не стоит рассказывать о том, что где-то есть дяди, которые заявляют, что ей или таким, как она, лучше было не рождаться. Ещё этой девочке лучше не знать, что эти дяди отвечают за её светлое будущее в этой стране.