Регион

Уведомления отключены

2 сентября 2016, 04:00

Малая Европа большой России

"В России есть аналоги почти всем заграничным достопримечательностям", — уверяли туроператоры перед началом сезона. Рейтинг дублёров возглавляла Эйфелева башня в селе Париж на Урале. Заодно предлагалось посмотреть соседние сёла — Варну, Берлин и Лейпциг. Лайф съездил в "Малую Европу" Челябинской области и выяснил: кто и как здесь зарабатывает на туризме.

Фото: © L!FE/Александра Ульянова

Фото: © L!FE/Александра Ульянова

Фермер Раис Абдулов уже привык, что все туристы фотографируются с его гаражом. Ещё бы: на нём сделал граффити сам Михаэль Фишер-Арт — знаменитый художник из Лейпцига. Правда, Раис тоже живёт в Лейпциге, но не в Германии, а в маленьком селе Варненского района Челябинской области. Немецкий художник стал одним из первых иностранных туристов, которые в прошлом году приехали в село. На память о себе он оставил граффити не только на гараже Раиса, но и на стене местного дома культуры.

В этом году Министерство культуры Саксонии решило отправить в уральский Лейпциг 18 студентов-археологов. Сейчас согласовывают бюджет поездки.

— Потребуется от 70 до 90 тыс. евро, — подсчитывает житель немецкого Лейпцига и автор проекта "Лейпциг на Урале" Насур Юрушбаев. — Из них примерно 20 тыс. пойдёт на строительство памятника "Дружба народов" — аналога "Битвы народов" в городе Лейпциге. Уже заложили фундамент. 70% расходов возьмёт на себя немецкая сторона, а 30% — российская. Но россиянам не обязательно платить деньги. Достаточно предоставить немецким туристам места для проживания и питание. В дальнейшем памятник станет достопримечательностью села и будет привлекать сюда новых туристов.

село

Действительно, за последний год "Малая Европа" Челябинской области всё больше начинает напоминать Европу настоящую. Это уникальный регион на юге Челябинской области. Здесь, в Азии, на границе с Казахстаном более 20 сёл с названиями европейских городов. Есть, например, Париж, Берлин, Варна, Фершампенуаз, Кассель. И появились они ещё в середине 19 века. Генерал-губернатор Оренбургской области Владимир Обручев приказал назвать сёла в честь мест, где наши войска одержали самые славные победы.

Прошло почти 200 лет, и местные жители поняли: предки оставили им в наследство не только оригинальную запись в паспорте, но и отличную возможность заработать. К тому же, время сейчас самое подходящее. На фоне санкций и роста курса доллара зарубежные туры подорожали. Привычные Турцию и Египет закрыли. Ко всему прочему серьёзно встал вопрос безопасности за границей. Теракт в Ницце и стрельба в Мюнхене окончательно развеяли миф о тихой Европе. По данным АТОР, продажи путёвок за границу этим летом сократились на 30%, а внутренний туризм вырос на 10%. По разным оценкам, туристов в "Малой Европе" стало больше на 20—30%.

— Бизнесмены у нас в селе очень активные, — рассказывает заведующий отделом культуры администрации Варненского района Евгений Чернаков. — Сразу поддержали наш курс на развитие туризма. Мы стали не только восстанавливать старые достопримечательности, но и создавать новые. Только за прошлый год малые и средние предприниматели выполнили работ почти на 3 млрд рублей. Примерно 15—18% от этой суммы пришлось на туристический сектор.       

Настоящим туристическим центром "Малой Европы" стало село Варна — тёзка одного из крупнейших городов Болгарии. Уже на подъезде к селу становится понятно: местные бизнесмены замахнулись на вполне европейский сервис. Во всём районе хорошие дороги, что само по себе впечатляет в российской глубинке — тем более за 300 километров от областного центра. О том, что мы прибываем в Варну, свидетельствует памятник-указатель, выполненный по индивидуальному дизайн-проекту. Чуть в стороне от трассы, в полях у речки Средний Тогузак — частный пляж.

— Вот тут у нас беседка на 20 человек, столики, скамейки, мангал и понтон со спуском в воду, — управляющий пляжем Тимур Аюпов с гордостью показывает нам небольшую зону отдыха под Варной. — Перед сезоном завезли сюда песок, речку почистили. За отдыхающими следит сторож. Он же спасатель. Недавно вот вытащил из воды одного подвыпившего гостя. Для таких случаев у нашего сторожа и лодка есть, и спасательный жилет.

Тимуру 27 лет, он работает на ферме отца — Рината Аюпова, который в прошлом году и открыл пляж. Поэтому местные жители называют зону отдыха не иначе как "Купальня Рината". Сразу выяснилось, что туризм — дело прибыльное. По словам Тимура, на благоустройство территории было потрачено 70 тыс. рублей. Просто потому, что строили своими силами. Если бы нанимали работников, то пришлось бы потратить 120 тыс. Вложения окупились уже за первые два месяца.

Притом что аренда пляжа стоит 1 тыс. рублей в сутки. Небольшая сумма, учитывая, что отдыхать обычно приезжают компаниями от 10 человек. Большая часть посетителей — местные жители, но всё больше гостей и из других регионов. Этим летом отдыхали туристы из Самары, Новосибирска и Екатеринбурга.

— Но больше всего нам запомнились москвичи, — смеётся Тимур. — За день оставили денег как за десять дней.

варна

В этом году пляжный бизнес оказался просто обречён на успех. Жаркая погода в Челябинской области стояла всё лето, а благоустроенных зон отдыха в Варненском районе единицы. В результате за год число посетителей на пляже, по оценкам Тимура, выросло на 80%. Бывает по нескольку групп отдыхающих в день.

— У нас очередь, — рассказывает Тимур. — Записываться нужно за две-три недели. Сейчас уже бронировали выходные даже на октябрь. А сегодня буквально через час ждём гостей: к нашим селянам приезжают родственники из соседнего района, так что они за месяц ещё забронировали.

Действительно, не прошло и часа, как к пляжу приехала весёлая компания отдыхающих — три семьи с маленькими детьми. Андрей — молодой парень, пограничник, тут же достал удочку. Речка знаменита на всю округу линем, окунем и щукой. "Размеры очень приличные", — со знанием дела рассказывал Андрей. Уже через 20 минут мы убедились в этом сами. Половину ужина Андрей поймал ещё до того, как другие гости успели разжечь мангал.

— Вот и окупились затраты на аренду беседки, — смеётся Татьяна Овсянникова. — Летом стараемся выезжать сюда хотя бы раз в неделю. В этом году чаще. Сейчас ко многим односельчанам стали приезжать родственники из других областей. Те, кто раньше за границу ездил или даже у нас на Урал, теперь решили отдохнуть у родных и друзей. Поближе и подешевле.

Воодушевившись популярностью пляжа, Ринат и Тимур решили открыть рядом охотничье хозяйство. Уже закупили и вырастили кабанов, которые дали первое потомство. В сентябре фермеры получат лицензию и ждут туристов-охотников.

Тимур поехал на ферму. Мы оставили отдыхающих жарить шашлык и отправились в центр Варны. Первое, что бросилось в глаза, — безупречный вид деревенских улиц. Идеальная "европейская" чистота, везде новенькие заборы, во всех домах пластиковые окна. Мы подъезжаем к цеху компании "Евродом", которая как раз и занимается установкой пластиковых окон. Только внутри видим не стеклопакеты и горы фурнитуры, а вёсла и горные катамараны, которые сушатся после недавнего сплава.

— Сами видите, пластиковыми окнами рынок уже насытился — поставили всем кому можно: и в нашем селе, и всем в округе, — говорит директор "Евродома" Андрей Яценко — энергичный мужчина 51 года. — Сейчас переключаюсь на туризм — организую сплавы по нашим уральским рекам. Вообще сейчас хорошее время, чтобы превратить хобби в бизнес. Вот смотрите: рентабельность бизнеса на пластиковых окнах сейчас 15%, а на турбизнесе — 70.

Уже 11 лет Андрей увлекается сплавами по горным рекам. Сначала ездил с друзьями, потом сложилась компания единомышленников — 15—16 человек. Затем договорился с челябинскими турагентствами и стал возить группы на сплавы. В среднем в один поход отправляется по 20 человек, бывает больше. В этом году планируют сплавиться и по местной речке Тогузак — освоить новый маршрут.

Зимой Андрей проводит экскурсии в горы. Билет стоит порядка 5,5 тыс. рублей. Ему идёт 1 тыс. Примерно такие же расценки и на сплавы. В зависимости от длительности маршрута. По договору подряда Андрей сотрудничает с челябинскими производителями катамаранов. Делает для них комплектующие. Если сам катамаран стоит порядка 50 тыс. рублей, то комплектующие в общей стоимости занимают 25—30%.

— Я вообще хочу в Варне турагентство открыть, — Андрей делится планами, упаковывая под тент готовые вёсла. — Мы ведь группы собираем со всей Челябинской области. В последнее время и из других регионов люди появляются. За последние пару лет поток туристов на сплавах вырос примерно на 30%. Никогда не видел столько отдыхающих. Были люди из Москвы, Самары, Нижнего Новгорода. У нас на оживлённых трассах сейчас машин меньше, чем туристов на наших реках.

Чтобы туристам было что вспомнить, в Варне начали производство собственных сувениров. Полгода назад фотограф Сергей Вчерашний купил технику для сублимационной печати. С тех пор в Варне появились магниты, коврики для мышки, подушки, тарелки, кружки, кепки и футболки с изображением местных достопримечательностей. Самым большим спросом пользуются памятные вещи с изображением так называемой башни Тамерлана — уникального мавзолея Кесене в степи.

Сергей живёт с женой в кирпичном двухэтажном доме. На втором этаже у него мастерская — там-то и производятся сувениры. Это для Сергея пока дополнительный заработок. Он держит небольшой фотосалон: занимается реставрацией и пересъёмкой фотографий, делает фото на документы, снимает фоторепортажи для местной газеты "Советское село".

— У нас в области сейчас серьёзно занялись развитием туризма, поэтому я и решил открыть новый бизнес, — рассказывает Сергей. — Тем более — дело выгодное. Рентабельность 50%. Оборудование — принтеры и термопрессы — стоило чуть больше 20 тыс., а окупилось уже за три месяца. Тарелки, кружки, футболки привозят из Челябинска, а рисунок — свои фотографии — уже наносим здесь. Кружки продаются по 160 рублей, тарелки по 270, футболки — от 360 до 420 рублей, бейсболки — 270.

Кстати, примерно столько же стоит ужин в местных ресторанах. В Варне нет проблем ни с досугом, ни с проживанием. В селе около десяти кафе и четыре отеля.

Полтора года назад Татьяна Кокарева смогла наконец-то осуществить свою самую большую мечту — купить настоящий гостиничный комплекс. На втором этаже "Уральских зорь" гостиница на 11 номеров, на первом — ресторан. У Татьяны уже было два кафе, но очень хотелось гостиницу. Место было выбрано идеальное — на выезде из села по трассе в Челябинск.

уральские зори

Сначала я была совладельцем — вложила в строительство гостиницы 2 млн рублей, — вспоминает Татьяна. — А в апреле прошлого года взяла кредит на 8 млн и выкупила долю второго совладельца. Сейчас платим по ипотеке более 100 тыс. в месяц. Много, конечно, но справляемся. Только гостиница приносит порядка 300—350 тыс. рублей в месяц. В месяц более 300 постояльцев у нас бывает. Со вторника по воскресенье в гостинице практически не бывает свободных мест. Притом что номера недорогие — 700—1000 рублей в сутки.

Татьяна провожает нас на второй этаж и с гордостью распахивает дверь в лучший номер отеля. Перед нами просторная комната в жёлто-зелёных тонах. "Вот тут у нас жил посол Конго!" — докладывает хозяйка.

По словам Татьяны, только за последние полгода число посетителей гостиницы выросло на 60%. Бывает, сотрудники с трудом справляются с потоком гостей. Иногда приходится вызывать помощников из двух других кафе. Всего у Татьяны работает 27 сотрудников. Бизнес семейный. Старший сын ведёт бухгалтерию, а младший, юрист, — занимается работой с поставщиками, составлением договоров и снабжением.

У официантов в "Уральских зорях" неплохая зарплата даже по общероссийским меркам. Оклад — 20 тыс. Если берутся ещё и за обслуживание банкетов, то в месяц получают до 30. Повара зарабатывают по 25 тыс., администратор — 28. И это при сменном графике — пять через пять или пять через три.

Село Париж — настоящая экзотика Нагайбакского района. Почти все дома в деревне одноэтажные и над ними гордо возвышается Эйфелева башня — точная копия настоящей, только в пять раз меньше. Построили её ещё в 2005 году, но, как ни странно, в селе так и не нашлось людей, желающих сделать бизнес на туризме.

— У нас не то что ресторана, столовой-то нет, — пояснил нам глава Парижского сельского поселения Иван Платонов. — И никаких гостиниц. Ближайшая в Фершампенуазе. Хотя туристы едут. И на башню посмотреть, и на страусов. Посмотрят и уезжают.

Единственный, кто придумал, как заработать на уникальном названии села, — это местный фермер Николай Батраев. По всему Парижу развешаны рекламные плакаты с описанием его экскурсии "Парижский страус". Впервые она открылась два года назад. Сейчас билет для взрослых стоит 100 рублей, для детей — 50.

парижский страус

— С прошлого года число туристов у меня выросло примерно на 20%, — рассказывает Николай Батраев. — Вот как Турцию закрыли, как дорого стало за границу ездить, люди поехали к нам. Сейчас бывает порядка семи семей в неделю. С 1 сентября начинают дети приезжать туристическими автобусами. На Новый год бывает 5—6 автобусов. Кстати, до минус 15 страусы выдерживают — просятся на улицу и бегают по сугробам. А если холоднее, то держим в сарае.

Бизнес на туризме для фермера оказался весьма прибыльным. Всего сейчас у Николая четыре страуса. Покупал он их птенцами три года назад. Одних по 10 тыс., других по 12. Туристы приносят фермеру в среднем более 10 тыс. рублей в месяц. Примерно столько же он тратит и страусам на корм.

Впрочем, изначально Николай и не думал, что превратит свою ферму в экскурсионный маршрут. Страусов покупал для разведения, на мясо и на продажу. Сейчас у него живёт четыре самца и одна самка. Николай с нетерпением ждёт, когда же начнут выводиться птенцы. Вот тогда он начнёт их продавать и сможет уверенно сказать, что страусы у него живут не только на самоокупаемости, но и приносят доход.

Кстати, сейчас в Париж едут не только экономные россияне, но и повидавшие виды французы. Для них уральский Париж — настоящая экзотика. Мало где можно увидеть гусей и коз под Эйфелевой башней или страусов в сугробе.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров