Греф послал акционеров на три буквы
Недовольство акционеров размером дивидендов вызвало резкую реакцию главы Сбербанка. По мнению экспертов, если бы такая ситуация произошла на Западе, то компания тут же столкнулась бы с оттоком акционеров, а топ-менеджер, допустивший грубость, моментально ушёл бы в отставку.
Фото: © РИА Новости / Антон Денисов
— Предлагается утвердить базовое вознаграждение членам Набсовета в размере 5,9 млн рублей, — зампред правления Сбербанка Белла Златкис озвучила один из вопросов, вынесенных на голосование общего собрания акционеров, которое состоялось сегодня.
Акционеры-"физики", находящиеся в зале, зароптали: "А им не слишком жирно будет". Действительно, предложенная сумма вознаграждения оказалась на 40% больше, чем годом ранее. Также Златкис предложила увеличить максимальный уровень дополнительного вознаграждения — с 30 до 50% от базового. Тем самым члены Набсовета могут рассчитывать на 9 млн рублей годового дохода.
Рядовые акционеры на такие "подарки" рассчитывать не могут. Дивиденды по акциям составят 1,97 рубля на обыкновенную и на привилегированную акции. Всего банк направит на дивиденды около 44,5 млрд рублей, или порядка 20% от годовой прибыли по МСФО. Это больше, чем годом ранее, когда банк выплатил дивиденды в размере 45 копеек на акцию.
Но, видимо, недостаточно, по мнению многих, чтобы почувствовать социальную справедливость. Тем более на фоне многомиллионных зарплат членов Набсовета.
Недовольные комментарии акционеров дивидендной политикой вызвали ответную реакцию главы Сбербанка:
— Мы хотим высококлассных специалистов, и плюс прибыль нам позволяет. Если вас что-то не устраивает, мы вас не держим — идите в ВТБ, — заявил Греф на собрании.
По мнению экспертов, слова Грефа могут серьёзно испортить имидж крупнейшего банка.
— Задача менеджмента привлекать инвесторов, а не отталкивать их от банка. Сбербанк сейчас является одной из лучших компаний в России и показывает очень хорошие результаты, несмотря на сложные экономические условия, что, в частности, отражается на интересе инвесторов к его акциям. Но, полагаю, если бы подобное заявил менеджер одного из крупных американских или европейских банков, он рисковал бы лишиться своей должности, — сказал Лайфу аналитик ГК ФИНАМ Богдан Зварич.
Впрочем, есть и те, кто поддерживает Грефа.
— Прибыль принадлежит акционерам, и они, собственники этих денег, решили поделиться этими средствами с нанятыми членами Набсовета. Ничего предосудительного, даже с моральной точки зрения, в этой ситуации найти невозможно, — говорит старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. — Меньшинство акционеров, не поддержавшее данное решение, может либо смириться с мнением большинства (так работает акционерная собственность), либо выйти из числа акционеров, продав свои акции.
— Многих крупных российских руководителей бизнеса можно упрекнуть в недипломатических высказываниях, которые считаются абсолютно недопустимыми за рубежом, но в случае с Грефом можно сказать, что победителей не судят. Результаты его работы в Сбербанке очевидны для акционеров и, наверное, они смогут простить ему любые высказывания, потому что, в отличие от большинства российских компаний и того же ВТБ, банк действительно принёс своим акционерам значительный рост акций, — сказал Лайфу управляющий партнёр юридической компании "Дювернуа Лигал" Егор Носков.
За последний год акции Сбербанка на Московской бирже выросли в цене почти вдвое — с уровня 74 рубля в мае 2015 года до 132 рублей.
Сбербанк в первом квартале 2016 года показал рекордную прибыль по международным стандартам отчетности — 117,7 млрд рублей. Это почти в четыре раза выше аналогичного показателя 2015-го (30,6 млрд рублей). Ранее госбанк ни разу не зарабатывал более 100 млрд рублей за квартал.
Крупнейшим акционером Сбербанка является Банк России, которому принадлежит 50,0+1 акция, юрлицам-нерезидентам принадлежит 45,6%, юрлицам-резидентам — 1,5%, частным инвесторам — 2,9%. Общее количество акционеров у банка более 198 тыс.