Иконы промышленного дизайна: 5 светильников, изменивших мир
Фото: © bocci.ca
Сегодня вы узнаете о пяти светильниках, ставших настоящими иконами стиля промышленного дизайна, а главным гидом для вас станет архитектор, специалист в области дизайна, Арсений Леонович.
"Артишок"
Автор знаменитого светильника "Артишок" — Поуль Ханнингсен, дизайнер из Дании. Примечательно, что у Ханнингсена не было архитектурного образования, и творил он на правах свободного архитектора, а иногда даже подрабатывал журналистом.
Ставший уже иконическим "Артишок" был спроектирован мастером в 1958 году. Само название предмета декора говорит о том, что автор просто посмотрел на природную форму и переосмыслил её, а затем уже "зажёг внутри свет".
Светильник с легкостью собирается и разбирается. При этом он очень похож на свой прототип из флоры.
На самом же деле биоморфные мотивы стали своего рода иконической тенденцией в дизайне и архитектуре после Второй мировой войны. И Ханнингсен стал одним из пионеров биоморфизма в области промышленного дизайна.
GLO-BALL
В 1998 году гений дизайна с Туманного Альбиона Джаспер Моррисон (Jasper Morrison) решил поэкспериментировать с идеальной геометрической формой шара — он взял и слегка приплюснул сферу с двух сторон. Удивительно, но этого было достаточно для обретения более гармоничных пропорций — шар словно приобрёл новое прочтение.
Благодаря простой геометрической концепции, объединившей в себе в равной степени функциональность и интересное дизайнерское решение, происходит идеальная диффузия света.
Всего же серия подвесных светильников GLO-BALL насчитывает три вариации (Glo-Ball F1, Glo-Ball F2 и Glo-Ball F3).
"Ямайка"
А теперь перенесёмся в 2011 год и взглянем на светильник от создателя знаменитых сланцев NIKE Марка Садлера (Marc Sadler) — гражданина Франции, родившегося в Австрии и успевшего поработать в США, Азии и Италии.
Светильник, гордо именуемый Jamaica, представляет собой спиралевидный "свёрток" из специально обработанной бумаги, напоминающий то ли круассан, то ли свернувшуюся кору дерева. Почему именно Jamaica? Дело в том, что вдохновение к дизайнеру пришло как раз в момент посещения родины Боба Марли.
В дизайне светильника Jamaica есть своеобразный творческий парадокс — он представляет собой антонимичное сочетание спокойствия и барочного драматизма. Этот светильник — словно горизонтально парящий линкор, вдруг застывший, но сохранивший свою поразительную энергетику.
"Тыква"
Одновремнно с Марком Садлером, в 2011 году, дуэт дизайнеров из Копенгагена, именуемый Komplot Design, создал светильник, по форме напоминающий тыкву-калабаш (так называют высушенную тыкву).
Форма высушенной тыковки почти натурального масштаба представляет собой чистый перенос природы в дизайн. Здесь нет трансгрессии мысли, ведь дизайнеры могли и не делать светильник стеклянным, а использовать натуральную высушенную тыкву, подобно британцу Гэвину Манро, выращивающему стулья.
Bocci (16 серия)
В 2005 году на недели дизайна в Нью-Йорке (New York Design Week) совершенно случайно встретились два талантливых дизайнера — Рэнди Бишоп (Randy Bishop) и Омер Арбель (Omer Arbel). Так и была основана компания Bocci, которая уже успела занять своё место в в истории дизайна.
Светильники 16-й серии представляют собой одну из самых примечательных линеек дизайнеров. Расплавленное или гнутое стекло говорит об отсылке к природным формам. Дизайн практически на грани сумасшествия позволяет буквально увидеть внутренний механизм работы мысли дизайнера.
Вместо эпилога
Культовый поход дизайнеров в сторону изучения природы выливается в удивительные и интересные формы предметов. Дизайнер наполняет другим смыслом увиденное в природе, и когда у него это получается, как правило, мы видим шедевр.