Милан-2016. Желание дизайна или дизайн желаний?

Фото: © Flickr/Adi Dekel

5541
Впечатления и размышления о прошедшей в Милане интерьерной выставке iSaloni-2016, о новых трендах в дизайне и игре по правилам и без.

Беглый осмотр

Первые пару дней занимает сплошной забег вдоль и поперёк квартальной застройки павильонов, жадный осмотр "галсами" — у кого что ярче. Стенды компаний весьма сильно разнятся: где-то 3—4 бренда упаковались в один домик-коммуну, а по соседству может находиться концерн, занимающий несколько "кварталов". Такие бренды оккупируют многокомнатный пентхаус или лофт, где отдельные мебельные коллекции вальяжно занимают созданные под них тематические интерьеры. 

Фото: © L!FE

Всё как в современном мегаполисе: каждая компания демонстрирует свои амбиции и статус, насколько хватает уверенности и финансов. На смену ярко вспыхнувшему тренду на всё потёртое, обшарпанное и брутальное, будто из механической мастерской наших дедушек, всё более настойчиво стучится к нам в двери хорошо знакомый, но порядком забытый образный мир 80-х годов XX века. И дело вовсе не в том, что это чьё-то осознанное желание или тайные манипуляции нашими вкусами — такова беспощадная логика ускоряющегося "колеса обозрения", раскручивающегося аттракциона повторений и интерпретаций, разгоняемого нашей скукой и жаждой быть удивлёнными. Раз принято считать, что конец истории (по многим параметрам) в мире давно наступил, то постоянное переосмысление и новые трактовки уже случившегося и есть наш единственный творческий метод и удел.

Шок и отдышка

Что самое загадочное и интригующее в этом процессе — так это зверская скорость перемалывания и поглощения избыточного наследия прошлых десятилетий.

Фото: © L!FE

И если в течение последних лет десяти вполне хватало упитанной почвы стилистики 60—70-х годов, то вот сейчас горизонты поисков утраченного времени сильно расширились. Нам предлагается заново открыть послевоенные 50-е и драматичные 40-е годы, свингующие 30-е и конструктивистско-джазовые 20-е годы прошлого века. А также достать с полки совсем недавние фасоны диско 80-х и минималистичных 90-х годов, примерить в своих интерьерах невиданный коллаж ярчайших визуальных и декоративных событий новейшей истории.

Фото: © L!FE

Импульсы передаются от моды на платья и звук в предметный мир, в новейшие интерьеры и эклектичную современную архитектуру. И это значит, что нам хочется объять необъятное. Всё то, что десятилетиями предыдущие поколения поступательно создавали, вынашивали и выражали, отныне превращается в огромный Диснейленд доступных удовольствий декорированного комфорта. Это своего рода вертеп развлечений на противоположные темы и вкусы, некое глобализованное пространство карнавала дизайна. Театральными подмостками становятся наши дома и квартиры, улицы и парки, рестораны, стадионы, вокзалы и магазины. Удивлению нет конца. Обретённые возможности транслировать и тиражировать что угодно и куда угодно стимулируют нашу ненасытность отведать разнообразие, но порождают жадность, торопливость и поверхностность в постижении предметного мира и художественно оформленных пространств. Дизайн приводит к усталости. 

Фото: © L!FE

Игра по правилам и без

Внимательно вглядываясь в конкретные предметы, в новинки из коллекций разных фабрик, угадывая в них принадлежность к тому или иному стилю, всё чаще внимание заостряется на внестилевых, а скорее тектонических, структурных принципах выращивания той или иной формы. И в этом смысле попытки структурировать направления поисков художественно-дизайнерской мысли не в апелляции к историческим контекстам, а в технических аспектах и типах созидательных процессов. Таких как состыковка предметов, сварка, связывание отдельных частей, вытачивание из монолита, сминание плоскостей в причудливые формы или выдувание (причём не только стекла, а металлов и пластика) наводят на мысль о возвращении архаических принципов мышления.

Isaloni2016

Подобная тенденция возвращает нас в русло модернистской традиции, фокусируя внимание, скорее, на этической стороне дизайна, нежели на вопросах эстетики и стилях. И вот тут-то и назревает характерное для нашего момента внутреннее напряжение между вечными полюсами одного вопроса: как делать вещи правильно и хорошо, чтобы было красиво и удобно?

Вопросы, существующие сами по себе, всё чаще остаются без ответа, а гонка за всё более неожиданными сочетаниями материалов и пропорций, рисунками и масштабами, раскручивается и набирает обороты. 

Фото: © L!FE

Мегамикс 

В конце концов, когда проникаешь вглубь всех павильонов прошедшей выставки дизайна, приходит понимание самых важных элементов зарождающегося направления в дизайне нашего ближайшего будущего. Помимо сезонного пристрастия ко всем оттенкам орехов, палисандров и дубов, помимо фантастически активных цветов морской волны, лазури и зелени, с приходом буквально всех оттенков металлических поверхностей (от чёрно-ржавых, медных до латунно-золотых), помимо буйства пастельных оттенков и барочных каменных текстур, мы видим парадоксальный тренд на жёсткое ограничение и минималистическую, абстрактную геометрию простейших форм. Приходит осознание, что отныне мы можем всё со всем смешать, срастить, отмасштабировать. А с получившимся "фрагментом" поиграть тонами или геометрией. И, о боже, мы получаем новенький предмет дизайна!

Фото: © L!FE

Таковы сегодня правила, и кто не с нами, тот опоздал! А побеждает тот, кто не имеет страха перед своей фантазией и дивным новым миром технологий. Кто силой мысли и волей случая достигает поразительного результата первым.

По большей части удачными и востребованными становятся коллекции дизайна, где вкуса больше, чем безвкусицы. Где есть пропорции и сложные сочетания материалов и цветов. А индустрия воспроизводства предметного мира очень ценит упорных и плодовитых мастеров, доводя их до статуса полубогов и звёзд, помогая им создать коммерчески успешную мифологию, даря им почести и мистическую неприкосновенность их талантам.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×