Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Москва
Посещая сайт life.ru, Вы соглашаетесь с приложенной Политикой обработки Персональных данных и с использованием файлов cookie, указанных в данной Политике.
Ок
27 июля 2016, 09:00

Оскар Нимейер — самый советский архитектор Бразилии

Построенные по проектам Оскара Нимейера здания — такой же бренд Бразилии, как кофе, футбол, карнавал и статуя Христа. В преддверии открытия XXXI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Лайф #Дом рассказывает о главном архитекторе Латинской Америки, в творчестве которого, как оказалось, так много советского.

Оскар Нимейер умер в 2012 году в возрасте 104 лет, оставив после себя более 400 зданий в 18 странах мира. Современный облик столичного Бразилиа во многом его заслуга. Его имя стало синонимом нового бразильского зодчества. За 80 лет своей работы он создал архитектурный облик двух крупнейших бразильских городов — Рио и Бразилиа, оставив в прошлом устаревший колониальный стиль, столь привычный для Латинской Америки.

Оскар и здание ООН

Он начал свою карьеру в 1939 году с проектирования павильона Бразилии на Всемирной выставке в Нью-Йорке (New York World's Fair). Но статус архитектурной суперзвезды Нимейер получил после того, как стал участником команды архитекторов, участвовавших в разработке проекта штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Окончательный же вид здания основывался на его идеях, включивших в себя лишь небольшие дополнения его учителя — Ле Корбюзье.

После завершения строительства штаб-квартиры ООН Нимейер получил назначение на пост декана Высшей школы дизайна при Гарвардском университете, но Правительство США отказало ему в американской визе из-за членства в коммунистической партии Бразилии. "Идейный враг", дескать...

Оскар и новая столица Бразилии

В начале 40-х Нимейер проектирует несколько домов, казино и яхт-клуб в богатом пригороде Белу-Оризонти, где знакомится с будущим президентом Бразилии Жуселилу Кубичеком. Тот предложил молодому архитектору разработать архитектурный план будущей столицы страны — Бразилиа. Третьей по счёту, кстати, после Салвадора и Рио. Проект был реализован за рекордные четыре года (1956—1960) и стал прорывом в архитектуре модернизма, переосмыслившим сам концепт государственного учреждения.

Принципиальная новизна подхода состояла в слиянии утопического и монументального: глядя на перевёрнутые белые чаши и две параллельные колонны, можно подумать, что внутри этого космического здания находится галерея современного искусства или художественный университет, но уж точно никак не скучные бюрократические коридоры Национального конгресса Бразилии.

То же можно сказать и о кафедральном соборе в виде воздетых к небу рук, в котором неподготовленный зритель вряд ли распознает религиозное сооружение. И уж тем более сложно поверить, что все эти пластичные и текучие конструкции построены из монолитного железобетона.

К самым известным зданиям, которые Нимейер спроектировал в Бразилиа, относятся Дворец Национального конгресса, Дворец правительства, Министерство юстиции, Дворец Верховного суда, Дворец рассвета, Кафедральный собор. После провозглашения Бразилиа новой столицей Нимейер подал в отставку с поста главного зодчего правительства и вернулся к жизни частного архитектора.

Кстати, казино в богатом пригороде так и не было использовано по назначению: в 1946 году власти Бразилии приняли закон о запрете азартных игр, а здание превратилось в Музей современного искусства.

Оскар и коммунисты  

В юности Нимейер интересовался коммунистической идеологией, а в 1945 году присоединился к Бразильской коммунистической партии, что спустя двадцать лет стало для него серьёзной проблемой: тогда правительство было свергнуто вследствие военного переворота.

Оскар Нимейер симпатизировал СССР, был знаком с Фиделем Кастро, а в 1963 году стал лауреатом Ленинской премии за "укрепление мира между народами".

Из-за своих левых взглядов ему пришлось бежать из страны в 1965 году и поселиться во Франции, где он занялся проектированием жилых зданий для Европы и Северной Африки, а также разрабатывал дизайн мебели.

Нимейер спроектировал штаб-квартиру Коммунистической партии в Париже в 1985 году, а чуть позднее — в конце военной диктатуры — вернулся на родину.

Россия, к сожалению, не входит в список стран, где Нимейер оставил архитектурный след. Но, несмотря на это, у бразильца с советскими конструктивистами очень много общего: то же самое следование принципам функционализма, выбор чистых линий и белого цвета в противоположность любым орнаментам и фактурам, а также проекты по строительству массового жилья. Единственное, чем он, пожалуй, от них отличался, это любовь к плавным линиям и изгибам вместо острых углов и чётких линий.

Одним из известнейших проектов массового жилья стал жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, напоминающий застывшую морскую волну, — самый большой жилой комплекс в Латинской Америке. На площади в 6000 м² уместилось 38 этажей и почти 5 тысяч жителей. "Копан" даже имеет свой собственный почтовый индекс. Эта работа перекликается с марсельской "Жилой единицей" Ле Корбюзье и домами-коммунами в СССР.

Оскар получает "Оскар"

80-е годы XX века — время критического переосмысления конструктивизма, когда скепсису подверглись такие живые классики архитектуры, как Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье, в своё время предлагавший взрывать европейские города, чтобы застроить их одинаковыми "домами-машинами для жилья".

Было очевидно, что коммунистический проект во всём мире терпит фиаско, и критика художественных принципов утратившей актуальность идеологии воспринималась как нечто само собой разумеющееся. 

Раскритикована была и бразильская утопия: Бразилиа стала символом упадка модернизма и невыполненных обещаний светлого будущего. Огромные пустые площади, заполненные монументальными белыми зданиями в окружении трущоб, казались символом предельного социального неравенства и отчуждения.

А в конце 80-х Нимейер наконец получает архитектурный "Оскар" — Притцкеровскую премию. В своей речи на вручении премии он сказал: "Моя архитектура следует старому принципу, где красота превалирует над ограничениями конструктивистской логики".

Оскар Нимейер продолжал работать до глубокой старости. В 1996 году в возрасте 89 лет он проектирует и строит Музей современного искусства в Нитерое — фантастическую летающую тарелку, зависшую над обрывом у Атлантического океана.

Одним из последних проектов великого архитектора стал концертный зал "Ибирапуэра" в Сан-Паулу. Красный козырёк над входом напоминает длинный высунутый язык — так почти столетний архитектор "показал язык" всему миру.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar