Смарт-Сити: как современные медиа изменили городское пространство

Смарт-Сити: как современные медиа изменили городское пространство

Фото: © Роскосмос

1665
Сегодня у каждого в кармане лежит смартфон с картами, навигаторами, приложениями о "пробках" и расписанием автобусов. Реальное и виртуальное в современных городах переплетены настолько тесно, а медиа столь плотно вошли в повседневную жизнь, что кажется, будто так было всегда. Сегодня Лайф #Дом расскажет, как городское пространство связано с техническим прогрессом и что общего между конструктивистской идеей домов-машин и ловлей покемонов.

Архитектурная революция барона Османа в Париже, когда место узких улочек заняли широкие бульвары и стеклянные пассажи, газовое, а затем электрическое освещение улиц, фотография, кинематограф, а в конечном итоге компьютерные сети превратили город из застывшего пространства в подвижную текучую среду. Каждая из новых технологий — это медиум, посредством которого у человека возникает новый взгляд на привычные вещи, в том числе и на городскую повседневность.

От греческих полисов к городу-машине

Появление новых медиа всегда меняло город. Например, каменные плиты таможенного тарифа в древней Пальмире, предназначенные для торговых караванов, фиксировали правила поведения в городе. А устная коммуникация на агоре — рыночной площади в Древней Греции — была определяющей для полиса.

Ранняя эпоха радио — это период "орнамента масс" (термин принадлежит немецкому социологу Зигмунду Кракауэру): люди толпились у громкоговорителей, откуда раздавались сигналы военной тревоги, призывающие скрыться от бомбёжек. Тогда как сегодня радио — это в основном часть эмоционального и информационного интерьера личного автомобиля. Телевизор сначала увёл людей в свои квартиры, но сегодня вокруг него в барах собираются, например, футбольные болельщики: ведь таких эмоций в квартире не получишь, да и на стадионе тоже.

В начале XX века казалось, что технический прогресс окончательно уничтожит городскую культуру с её неспешными прогулками, конными экипажами и сидением в кафе. Города стремительно менялись под влиянием новых идей. Архитекторы предлагали всё новые и новые концепции проектирования зданий, стремившихся в будущее и отвергающих прошлое.

Столетие назад связь города и техники воспринимали буквально как город будущего из фильмов знаменитого австрийского режиссёра Фрица Ланга с домами — машинами для жилья. Ле Корбюзье, Миc ван дер Роэ, конструктивисты, группа художников-авангардистов De Stijl и школа Баухауз перевернули само понятие слова "дом" и архитектуры в целом, убрав из неё всё обывательское и мещанское. На смену красивому и уютному пришло точное и функциональное.

Медиа и новые городские пространства

Сегодня медиа повсеместно окружают нас в городе и формируют наше восприятие реальности. Философ, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной считает, что новым воплощением классической городской буржуазной культуры, чьим атрибутом, в частности, был человек за чашкой кофе и с утренней газетой, стал человек в кафе, уткнувшийся в информационную ленту планшета или смартфона:

— Музыкальный плейер и наушники создали для пешехода возможность уединиться в мир своих индуцированных музыкой настроений посреди какой угодно толпы. Навигаторы произвели революцию — освободили водителей от необходимости иметь многолетний опыт передвижения по городу. Всевозможные приложения предлагают вам подсказки о расположенных поблизости музеях и ресторанах, а booking.com вообще изменил всю концепцию туристического путешествия, внеся в неё элемент невиданной спонтанности и свободы передвижения и проживания. Несколько простых приложений избавляют человека от проблемы поиска гостиницы в любой точке развитого мира, равно как и заранее позволяют решить проблему аренды автомобиля в любом его аэропорте. Хотя, конечно, есть страны, где подобные сервисы ещё не вполне интегрированы в глобальные платформы, — это касается и нашей страны, и таких стран, как Иран, например.

Новая медиаволна — покемоны, они интересны и сами по себе, но в первую очередь с точки зрения дальнейших перспектив развития индустрии дополненной реальности. Огромное число людей пошло гулять вокруг своего дома, следуя пунктиру покестопов, причём по тем маршрутам, передвигаться по которым раньше у них не было ни малейшего прагматического мотива. Скопление людей, прежде всего молодёжи, на Китай-городе в Москве, где сегодня расположено одно из самых излюбленных мест для ловли покемонов, совершенно изменило там атмосферу — бульвар наконец-то оказался заполнен сидящими на траве мирными людьми без банок пива. Новые медийные инструменты и формируют новую атмосферу некоторых городских пространств, и предоставляют всё более широкие возможности для индивидуализации наших практик пребывания, казалось бы, в одном и том же пространстве — как тот же музыкальный плейер с наушниками.

Города и блоги

Для любого архитектора очевидно, что техника и архитектура будущего, какими их видели модернисты 20-х годов XX века, так и не заменили обывательского комфорта. Они просто заняли своё место среди других стилей и направлений. Виртуальная реальность тоже не заменила простого комфорта, а стала ещё одним его атрибутом. Ведь, несмотря на грандиозный прорыв в области технологий, люди по-прежнему нуждаются в красивой и удобной домашней обстановке. Медиа могут казаться сколь угодно привлекательными, тем не менее — они не меняют, а лишь добавляют ещё одно измерение привычным предметам городского ландшафта и облекают обывательские привычки в цифровой интерфейс.

Медиа традиционно тесно связаны с политикой и любыми её проявлениями. Но в том, что касается городских преобразований в пределах района или улицы, для многих людей неочевидна связь социальных сетей и реконструкции на бульварах внутри Садового кольца.

Главный архитектор "Студии архитектуры живой формы" Андрей Коровянский говорит, что перед любым общественным слушанием по проекту важно знать, кто придёт и кто потенциально может прийти на встречу, и составить портрет публики — в этом часто помогают именно социальные сети.

— Перед тем как приступить к реализации проекта, мы занимаемся исследованием социальной активности, просматриваем блоги, смотрим реакцию населения конкретного района, например, на снос зданий. Когда готовишься к общественным слушаниям по проекту, надо хотя бы примерно представлять, какие активисты могут прийти на встречу, есть ли они вообще в этом районе, какие проблемы их волнуют. Благодаря "Фейсбуку", блогам, мы примерно представляем себе социальный срез и вопросы, которые будут задавать на общественных слушаниях. Если говорить именно о приложениях и прочих инструментах, помогающих в работе с территориями, мне очень нравится "Викимапия", где можно, не выезжая на объект, посмотреть, как менялась территория, — подытожил архитектор.

Города и большие данные

Города и городское пространство также неразрывно связаны с исследованиями в области больших данных. Конечно, изучают не сам город, а тех, кто его населяет: возраст, семейное положение, политические  взгляды, потребительские и бытовые привычки жителей разных районов.

Например, Лаборатория изучения больших данных Льва Мановича в Нью-Йорке провела масштабное исследование почти 2,5 миллиона фотографий из соцсети Instagram жителей Нью-Йорка, Сан-Франциско, Токио и ещё двенадцати мировых мегаполисов с целью выявить, чем отличается жизнь в этих городах, какая цветовая палитра преобладает в городском ландшафте, когда засыпают и просыпаются обитатели Манхэттена и токийского даунтауна.

Ещё одна, правда, уже российская, компания в области исследования больших данных — Data-centric Аlliance, (DCA) занимается изучением потребительских привычек москвичей в разных районах. Где больше любят кофе, а где ищут успокоительное или выпивку. По словам аналитика компании Ольги Самоволик, главным фактором в подобного рода исследованиях выступает текущая геолокация или IP-адрес.

— Наша задача — проанализировать связь местонахождения человека с его интересами, с какого устройства люди ищут информацию, новости или товары. Геолокация или IP делают картину более наглядной. Big data часто прибегает к привязке к территории вообще, поскольку это один из немногих относительно простых и понятных способов построения адекватной картины предпочтений аудитории, — заявила Лайфу аналитик.

Цифровые города и всеобщая слежка

Если в ХХ веке люди толпились у громкоговорителей, слушая новости о бомбардировках, то сегодня показателем успешности или неуспешности нового места в городе, будь то кафе, галерея или парк, стало наличие Wi-Fi.

Парадоксальным образом люди могут сидеть на одной скамейке в парке или за столиком в кафе, но при этом находиться в разных виртуальных мирах.

В разговоре о связи города и медиа неизменно возникает тема всеобщей слежки: это контроль за передвижениями и действиями людей, их поведением в жизни и в Сети, а также концентрация больших данных на отдельных серверах. Всё это не раз становилось поводом для разного рода паранойи, связанной с продажей личных данных глобальным корпорациям или с мировым заговором спецслужб.

Но, пожалуй, главное, что медиа дали пространствам современных городов, — это скорость. Меняется скорость и интенсивность передачи данных, и без неё уже невозможно представить себе современный город. Всем знакомо раздражение, когда приложение "тормозит" или карта не загружается. На более глобальном уровне скорость передачи данных играет огромную роль в массах — будь то концерт Шнура или выступление Яровой.

Социальные сети и мобильные приложения добавили городу ещё одно измерение, а также заменили повседневные ритуалы, такие как пролистывание газеты в кафе или вопрос "как пройти в метро или библиотеку", их цифровыми аналогами. В общем, старая добрая городская жизнь никуда не делась. Просто к ней теперь добавилась новая, медийная.

Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×