Мы ещё не забыли Pokemon GO. По законам каких игр живут города?

Мы ещё не забыли Pokemon GO. По законам каких игр живут города?

Фото: © ea.com © flickr.com/Marco Nedermeijer

1682
Сегодня Лайф #Дом расскажет, как игровой дизайн меняет окружающее пространство: от игр с использованием GPS до всеобщей геймификации.

Исторически города всегда возникали вдоль дорог и речных причалов: Париж на Сене, Амстердам на реке Амстел, Нью-Йорк на Гудзоне. Сегодня городское планирование и расширение территории может занять долгие годы. Технократы считают, что организация городского пространства по принципу компьютерных сетей может стать решением проблемы постоянно растущих городов. А самоорганизующиеся структуры игровых и социально-сетевых сообществ способны вдохновить современных архитекторов и вывести городское планирование на новый уровень. На чём же основаны такие прогнозы? 

Вот, новый поворот

До недавнего времени архитектура и городская инфраструктура были тесно связаны с понятиями монолитности, дороговизны и масштаба. Дом, а тем более улица, — это не то, что возникает в пространстве по щелчку, из ниоткуда. Город, в свою очередь, также неразрывно связан с развитием технологий. И то, что современные города стали необычайно изменчивыми и подвижными, — всецело заслуга возросшей скорости развития технологий. Ведь такие явления, как умная энергетика, кинетическая и медиаархитектура, были бы невозможны без технологий надлежащего уровня.

В своей статье 2007 года "Тактика для игрового города" британский историк архитектуры Иэн Борден говорит о том, что в XXI веке город перестаёт быть застывшим и монументальным, а стремительно преобразуется в текучее, подвижное игровое пространство. Поскольку игра индивидуально подстраивается под каждого игрока, город подразумевает постоянную изменчивость, где неожиданности подстерегают вас на каждом шагу и где каждый новый поворот улицы становится источником нового опыта.

Современный мегаполис — это место, где вы совершаете десятки реальных и виртуальных взаимодействий в день. Индивидуальный и коллективный опыт тесно переплетены и объединены в своеобразную сеть. Таким образом, лучшим способом получить новый опыт в городе становится игра.

Интерес вместо комфорта

Что общего у архитектора и разработчиков компьютерных игр? Дизайн современных городов нужен для удобства и комфорта, дизайн игр — для увлекательного "прохождения". Главное в дизайне игры — ИНТЕРЕС геймера, который надо постоянно подогревать. Ту же практику сегодня всецело применяют современные проектировщики и урбанисты. Городу уже недостаточно быть просто УДОБНЫМ, это должно быть место, где вам в первую очередь интересно жить.

Любая игра дополненной реальности строится вокруг так называемых points of interest. К тому же стремятся и современные города. Сегодня огромное количество людей трудятся над тем, чтобы вовлечь вас в городскую игру, привлечь ваше внимание к точкам интереса, в самом широком смысле слова. Чтобы вы не просто сидели на скамейке в парке, а участвовали в игре. 

Вот несколько примеров:

Задолго до появления Pokemon GO существовали игры, где за основу бралось ваше местонахождение, отслеженное по GPS. Например, Ingress, где сражаются два лагеря: один указывает на карте "места силы", а другой, наоборот, их скрывает. Маячки "мест силы" — реальные объекты в реальном городе, которые вам предстоит отыскать.

Ещё один пример — популярная в своё время игра Geo Cathing, вышедшая в 2007 году, где игроки ищут спрятанные по всему городу виртуальные тайники и клады с помощью GPS. Потом — Parallel Kingdom (в России, правда, малоизвестная), где игроки используют геолокацию для "захвата" различных городских пространств.

Ну а когда этим летом весь мир буквально сошёл с ума, отыскивая покемонов на городских улицах и в парках, стало понятно, что город — это не только место, где люди передвигаются по маршруту "работа — дом", но и огромная игровая площадка.

Играют все

Вовлечение в игру имеет чисто экономические обоснования. Если вас вовлекают во что-то, скорее всего, игра не будет бесплатной. Сегодня игровые техники применяются во всех сферах жизни: от покупок в супермаркете до образования и карьеры. Компания Garther, занятая исследованиями в области технологических тенденций, говорит, что в 2015 году 50% организаций, занятых в области инноваций, геймифицировали свои рабочие процессы. В этом году, по прогнозам специалистов, их будет уже 70%.

Если подумать, геймификация применялась в бизнесе всегда: компании придумывают и внедряют игровые методики в рабочие процессы, а сотрудники соревнуются друг с другом за баллы, уровни и статус лучшего игрока. Чтобы повысить свой профессиональный уровень, работники теперь не сидят за партами и не пишут конспектов, а играют в специальные обучающие игры и проходят специальные тесты.

Геймификация захватывает мир: теперь, чтобы выучить английский, вам нужно "кормить" новыми иностранными словами львёнка на экране своего телефона (Lingua Leo), а чтобы получить проценты на кредитную карту, владельцам смартфонов, где установлен RunKeeper, или фитнес-трекер Fitbit, или Jawbone, достаточно проходить определённое количество шагов в день, затем расстояние подсчитывается в специальном приложении и превращается в деньги.

Игра вместо выбора

В конце сентября в США и Великобритании выходит книга Play Anything ведущего гейм-дизайнера компании Facebook, профессора Технологического университета Джорджии Яна Богоста. В книге объясняются причины, по которым геймификация захватила мир, а также предпринята попытка перенести игровой экранный опыт в реальность и тем самым объяснить, что в XXI веке означает "играть".

В частности, Богост утверждает, что сегодняшняя попытка превратить всё в игру связана с экономическими потрясениями конца нулевых, вошедших в прямой конфликт с переизбытком выбора товаров и развлечений. А тот факт, что у вас есть огромное количество вариантов, а средства при этом ограничены, порождает "бремя выбора": вы обречены бесконечно разочаровываться, обвиняя в этом себя и систему.

Теперь не нужно никуда ехать, чтобы испытать экзистенциальный страх перед тысячей шампуней в продуктовом магазине. Я открываю свой компьютер или мой мобильный телефон и вижу всё то же самое плюс тысячи различных идей и концепций, которые буквально набрасываются на меня
Ян Богост, профессор Технологического университета Джорджии

В этих условиях бесконечного выбора игра становится едва ли не единственной верной стратегией. Теперь необязательно покупать что-либо, люди предпочитают "поиграть" с вещами или деньгами на фондовой бирже какое-то время, вместо того чтобы делать единственный окончательный выбор.

Возвращаясь к теме города и конкретно архитектуры, тренд points of interest, или интересное вместо комфортного, в ближайшие годы будет только усиливаться. Тем более что для этого вам нужен только смартфон в кармане и любопытство. При наличии этого нехитрого набора любая прогулка превращается в бесконечную игру, приключение, которое может закончиться самым неожиданным образом.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×