Красный угол в стиле хай-тек и флешка-"колокольня". Православный домашний декор

Красный угол в стиле хай-тек и флешка-"колокольня". Православный домашний декор

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Вячеслав Бобков// © L!FE/Алексей Голенищев

2014
Сегодня Лайф #Дом решил узнать, кто его покупает и продаёт и насколько это уместно.

— А "батюшка" сколько стоит?

— Полторы тысячи.

— Ой, дорого, но красивый. Хотела взять — своему бате подарить.

Женщина ставит обратно на витрину фарфоровую фигурку батюшки с пасхальным набором. В том же ряду — врач, дворник и солдат из фарфора. Диалогов, подобных этому, на православной выставке-ярмарке "По завету князя Даниила", проходившей в парке "Сокольники", было много. Верующим предлагали широкий ассортимент товаров, иногда имеющих весьма отдалённое отношение к православию.

Традиционно в каждой русской избе был красный угол. Место, где висел скромный домашний иконостас, как правило, располагалось напротив входной двери и было первым, что видел всякий, входящий в дом. Это была самая светлая часть дома, потому как стены, образующие угол, имели окна.

В классической русской живописи красный угол всегда выглядел аскетично. Иконы стояли на особой полочке или в киоте, а перед иконостасом тускло горела лампада. Обязательными являлись иконы Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца, а также именные иконы членов семьи.

Сегодня в редкой квартире можно встретить тот самый красный угол со всей соответствующей атрибутикой. Скорее люди предпочитают держать дома отдельные иконы, причём особого места для них нет — обычно их вешают на стену или просто ставят на полки в шкафах.

Фарфоровый батюшка и хрустальный иконостас

Надо сказать, что сегодняшнее разнообразие религиозного домашнего декора поражает воображение не ортодоксально верующего человека. На той же выставке в "Сокольниках" были представлены посуда, полотенца, картины, украшения, календари, часы, ковры и гобелены.

Часть продукции производится в самих монастырях, остальное закупают на специализированных производствах, текстильных фабриках, гончарных мастерских и уже потом добавляют к готовому изделию религиозную составляющую.

Обращали на себя внимание иконы, обильно украшенные бисером или стразами. На выставке было много именно декора: украшений и аксессуаров для дома, чей стиль был довольно далёк от аскетизма.

Большинство посетителей выставки — женщины в возрасте. Покупают в основном или свечи и лампадное масло, или именные иконы внукам и детям. Фарфоровыми фигурками, полотенцами с Богородицей и украшениями для дома в виде подсвечников и подстаканников, впрочем, тоже интересуются.

— А это латунь или никель? — женщина показывает на подстаканник с Божьей Матерью, — они освящены?

— Тут всё освящено.

Женщина, купившая несколько браслетов с маленькими иконами, лампаду и масло для неё, на вопрос, для кого всё это, ответила незатейливо просто: "Себе и внукам, конечно". Действительно, догадаться было несложно.

На выставке были и по-настоящему уникальные вещи. Например, продукция Дятьковского хрустального завода.

Евгения Вольнова, представлявшая на стенде Дятьковский хрусталь, рассказала, что помимо графинов с пробками в виде куполов и тарелок с ликами Христа она принимала участие в создании единственного в России хрустального алтаря в храме "Неопалимой Купины" в Брянской области. На вопрос о том, кто покупает подобную продукцию, Вольнова ответила:

— Спрос большой, на самом деле. И для подарков берут, и для храмов. Вот этот "Град Китеж", например (те самые хрустальные графины в виде церквей. — Прим. Лайфа) у меня МЧС России покупало для подарков.

В пресс-службе МЧС России нам не смогли предоставить оперативного комментария относительно закупки религиозных ёмкостей для пития. Быть может, пословицу "на Бога надейся, а сам не плошай" теперь можно считать одним из девизов российского Министерства по чрезвычайным ситуациям, а может, это всё — богатое воображение продавщицы религиозной утвари.

По поводу излишней декоративности и сентиментальности окружающего религиозного декора женщина сказала:

— Если это красиво, людям нравится, то почему нет?

И действительно, почему нет, если спрос есть. Но не ощущают ли покупатели, поглощая пряник с ликом святого или загружая новый фильм на флешку с собором, себя частью священного таинства?

Лайф связался с представителем церкви, протоиереем Леонидом Калининым, который является председателем Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрациям. Мы попросили, так сказать, пролить свет на восприятие церковью и верующими "околоцерковной" утвари. 

— С точки зрения канонов, любое изображение святого — объект для молитвы. И трансляция его на предметы быта не соответствует пониманию церковных традиций. Подобного нет во многих странах, где православие является одной из религий. У нас же несколько бытовое прочтение православия. Причём оно имело место в разные эпохи.

Протоиерей сказал также, что сейчас в церковных магазинах продают вещи, буквально "выходящие за пределы канонического церковного обихода", и обуславливается это жаждой предпринимательской наживы.

— С точки зрения Совета, нужно навести тут порядок и исключить распространение подобного рода "декора", потому как он снижает сакральный смысл. Возникает некая субкультура, ведь явление это распространено не только в "лавках", но и на кладбищах — там проводят целые ритуалы, никоим образом не связанные с церковью (покойнику, например, дают в руку платочек, чтобы он утирал слёзы). Люди, далёкие от веры, понимают, что это хороший рынок, и используют религиозные чувства людей. 

Также представитель РПЦ заявил, что гобелены и ковры со священными изображениями "приобретать уместно", если в доме это соответствует тематике помещения. Но оговорился, что в таком случае надо "иметь вкус, меру и чувство церковности". Затем протоиерей поделился случаем придания ковру "духовности" из собственной жизни.

— Да, была у меня монахиня, у неё была комната с коврами, на которых изображена Богородица. Она воспринимала этот элемент как сакральное пространство помещения, но это редкий случай. Сейчас же люди вешают гобелены и могут заниматься в этой комнате абсолютно светскими вещами, — подытожил протоиерей Леонид Калинин. 

Касательно освящённых предметов быта священнослужитель рассказал, что "есть молитва на освящение всякой вещи". Но это не является "атрибутом духовности, полезным для спасения души". 

Ангелы с кристаллами Swarovski и флешка-"колокольня"

Точное время, когда возник массовый интерес к религиозному декору, назвать трудно. Скорее всего, он появился на волне всеобщего потребительского изобилия в середине нулевых. Когда религиозность встретилась с обывательскими представлениями о красоте.

Но настоящий праздник религиозной сентиментальности развернулся в магазинах на территории Троице-Сергиевой лавры. Там бегают толпы китайских туристов с селфи-палками и делают снимки на фоне голубого купола Успенского собора, а в сувенирных лавочках продают всё — от ремней с пряжкой в виде креста до обувных ложек.

Среди знакомых уже подстаканников с Богородицей, тарелок и часов с храмовыми комплексами в глаза бросались ангелы со стразами. Их, как оказалось, можно встретить практически в любом магазине или на рынке города. Ну а USB-флешка на 8 гигабайт в виде главной колокольни лавры провоцирует вопрос, есть ли некая градация объёма памяти девайса и религиозного изображения на ней. 

Фото: © L!FE

— Вся продукция освящена, — зычно произносит продавщица, стоя в непосредственной близости от нас, — что именно вас интересует?

Ну хорошо, наверное, что освящена. Такой своеобразный ГОСТ, некая "торговая марка" здесь у изделий.

В магазине много вещей, не имеющих абсолютно никакого отношения к религии и даже непосредственно к религиозному декору: матрёшки, кошельки, ремни, глиняные свистульки и огромное количество гжели и хохломы. Вероятно, рассчитанной на тех самых китайских туристов.

Вместе с обилием икон (от самых простых до огромных образов в позолоченных окладах) и крестов всё это производит странное впечатление смеси магазина товаров повседневного спроса и "исторического" музея.

Фото: © L!FE

Эклектика подобного рода скорее сбивает с толку, чем вызывает желание что-нибудь купить. На вопрос, кто покупает ангелов со стразами и графины для святой воды в виде церкви с крышкой-маковкой, продавщица отвечает:

— Русские в основном берут для себя или в подарок. Иностранцы реже покупают здесь, им больше колокольчики нравятся, шкатулки или тарелки с изображением лавры. 

Действительно, туристы к религиозному декору равнодушны, а подсвечники и фигурки с изображением Сергия Радонежского не вызывают в них трепетных чувств. В отличие от магнитов и огромной музыкальной шкатулки в виде собора, играющей мелодию "Подмосковные вечера".

Почти у каждого гостя тут в руках кроме селфи-палки путеводители по Троице-Сергиевой лавре.

Ключевое отличие всего этого сверкающего многообразия от того самого красного угла в обычном русском доме в том, что если красный угол помогал сконцентрироваться на главном, то современный религиозный декор от главного скорее отвлекает.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!