Не "Матильдой" единой. Киноляпы, которые оскорбляют историю

Не "Матильдой" единой. Киноляпы, которые оскорбляют историю

Коллаж © L!FE. Фото: © Кинопоиск/Унесенные ветром, © Flickr/FAndrey

6566
Недавно экс-прокурор Крыма и зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить ещё не вышедший на экраны фильм Алексея Учителя "Матильда". Он повествует об отношениях императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской, а проверять его будут на предмет оскорбления чувств верующих. Пока проводится проверка, Лайф #Дом решил напомнить, какие ещё фильмы оскорбляли чувства, но не православных, а историков.

Что не так с "Матильдой"? 

Лайф попросил исторического консультанта кино и сериалов Павла Корнакова и эксперта по декоративно-прикладному искусству из Российского аукционного дома Светлану Честных проанализировать обнародованные кадры из "Матильды" и трейлер будущего кинофильма на предмет соответствия предметов интерьера истории.

— Костюмы и интерьеры в трейлере фильма "Матильда" воссозданы в соответствии с эпохой и со временем. На мой взгляд, особенно удалась сцена в особняке Кшесинской, который есть на снимках. Известно, что она очень любила французскую мебель, лак, в интерьере это читается. Хорошо сделана сцена коронации. В целом, я считаю, интерьеры и архитектура русского модерна, показанные в трёхминутном ролике, воссозданы верно, — рассказала Лайфу главный эксперт по декоративно-прикладному искусству Российского аукционного дома Светлана Честных.

По словам исторического консультанта кино и сериалов Павла Корнакова, одежда и интерьер в фильме не совсем соответствуют действительности.

— Мне подарили фотографии кадров со съёмок коронации, показанной в фильме, и могу сказать, что это полный непорядок. И кавалергарды одеты не так, как надо, и награды развешаны не так, как положено. Декорации великолепны, но наполнение никуда не годится, — говорит Корнаков.

Затерянные во времени

По словам экспертов, одна из самых распространённых ошибок авторов исторического кино возникает из-за желания снимать фильм именно в тех местах, где действительно происходили описываемые в картине события. Например, режиссёру "Царства небесного" и "Гладиатора" Ридли Скотту не пришло в голову, что за несколько веков локация меняет свой облик. 

Вышедшая на экраны в 2005 году картина "Царство небесное" рассказывает о событиях, предшествовавших Третьему крестовому походу. В один из моментов главный герой кинокартины Балиан в исполнении Орландо Блума отправляется рефлексировать на Голгофу, которая в фильме представлена как пустынный холм за пределами городских стен. Всё бы хорошо, но в конце XII века лобное место располагалось уже в центре Иерусалима. 

— Как минимум там должен уже быть храм Гроба Господня, — подтвердил Лайфу директор Центра информационных и социологических программ Фонда исторической перспективы Александр Музафаров. 

Ещё одну эпическую драму Ридли Скотта "Гладиатор", появившуюся пятью годами раньше "Царства", назвать историческим фильмом можно лишь с большой натяжкой.

Действие картины происходит во II веке нашей эры, а некоторые его события — на площади Святого Петра, относящейся к периоду Позднего Ренессанса. Более того, создатели фильма в нескольких сценах даже забыли убрать скульптуры римских пап.

— Это чрезвычайно распространённая ошибка. Авторы фильмов часто стараются снимать примерно в тех местах, которые соответствуют исторической действительности, но совершенно не учитывают, что за несколько веков места меняют свой облик. Хотя, на мой взгляд, в "Гладиаторе" декорации намеренно сделаны в жанре китча. Это и огромные здания, которых во II веке не могло существовать, они были гораздо меньше. В этом легко убедиться, если приехать в Рим, где до сих пор сохранились остатки античных зданий, например Пантеон. Можно на этом примере представить себе масштаб, потому что Пантеон был одним из самых больших зданий Рима. 

В античных и средневековых фильмах ещё часто не соблюдают такую особенность интерьеров того времени, как земляные полы. Это ведь очень некинематографично. Отсюда ощущение, что в домах поработала пылесосом клининговая компания, слишком в них чисто. Хотя клининговая компания, несомненно, там поработала — декорации уж слишком чистые. Конечно, пыль в то время тоже протирали, но пылесосов точно не было, — усмехнулся эксперт.

Одна из самых знаменитых мелодрам, снятых в конце XX века режиссёром Джеймсом Кэмероном, описывающая крушение легендарного лайнера "Титаник", получила 14 номинаций на "Оскар", собрала в прокате больше $1,8 млрд, заставив на протяжении часа рыдать почти всю женскую аудиторию.

А вот искусствоведы могли заметить, что картину "Водяные лилии", которую Роуз в исполнении Кейт Уинслет показывает в каюте лайнера возлюбленному Джеку (Леонардо Ди Каприо), французский импрессионист Клод Моне начал писать в 1915 году, то есть спустя семь лет после трагедии, а завершил только в 1926 году.

— Клод Моне действительно начал свою серию "Кувшинки" в 1909 году, но картина, представленная в фильме "Титаник", по композиции более схожа с написанной в промежутке между 1915—1926 году картиной под названием "Белые кувшинки" из коллекции Nelson-Atkins Museum of Art в США. Данный факт заставляет задуматься о верности исторической хронологии фильма, так как крушение "Титаник" потерпел в ночь на 15 апреля 1912 года, — рассказала Лайфу искусствовед Ольга Демина.

Бог — в деталях

Отсутствие исторического консультанта на площадке или его низкую квалификацию выдают детали. Например, в советском детективном сериале "Семнадцать мгновений весны", действие которого происходило в 1945 году, на стене в кабинете Мюллера висят советские часы "Слава", массовый выпуск которых начался только в 70-х годах прошлого века.

— В фильме "Семнадцать мгновений весны" много ошибок, но это скорее ляпы, чем неточности в интерьере. Ещё, например, у Штирлица в доме на столе то появляется, то исчезает телефон. Если брать интерьеры фашистских заведений, например гестапо, то они приведены к "среднесоветскому формату", совершенно нетипичному для Германии. У немцев другой стиль, более готические формы. В фильме появляется и много современных предметов, техники. Это современный диктофон, который использует Штирлиц. Для кино той эпохи это характерно. А фильм вообще начинается с того, что большая часть героев носит форму, упразднённую в 1938 году, — рассказал Музафаров.

События одного из самых прославленных романов XX века — "Унесённых ветром" писательницы Маргарет Митчелл, получившей за него Пулитцеровскую премию — разворачиваются во времена гражданской войны между Югом и Севером США — с 1861 по 1873 год.

Экранизировали роман Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор и Сэм Вуд в 1939 году, вот только не учли, что главная героиня Скарлетт О’Хара в исполнении Вивьен Ли не могла гулять по освещённой электрическими фонарями улице вечерней Атланты, поскольку Томас Эдисон изобретёт лампу накаливания только в 1879 году, спустя шесть лет после завершения войны.

— Это тоже очень распространённая ошибка. Лампы в фильмах часто светят очень ярко, но это условность жанра, поскольку, если оставить исторически верное освещение, то действие кино будет происходить в полутёмных комнатах при четырёх свечах. Камерам просто не хватит такого света. Тем более это камера, снимавшая на цветную киноплёнку. Поэтому часто либо делают подсветку и ставят свечи в уже освещённую комнату, либо вставляют электрические осветители в традиционные для времени приборы — в керосиновые лампы, спирто-калильные лампы. Свет получается более ярким и совершенно другим, отличным от живого огня, — говорит Музафаров. 

Турецкий сериал "Великолепный век", вышедший на экраны в 2011 году, повествует о периоде правления султана Сулеймана Великолепного, а также о его отношениях с наложницей русского происхождения, ставшей впоследствии его супругой.

Телесагу, растянувшуюся на пять сезонов, за пять лет показали в 50 странах мира. И всё это время не утихали споры об исторических неточностях.

В том числе и интерьер дворца Сулеймана не совсем соответствует духу времени: шторы во дворце лидера Османской империи были прямыми и без драпировки, помпонов и ламбрекенов в отличие от того, что показано в сериале. Пол не был застелен коврами. Вместо них там расположились ковровые дорожки и маты. А ещё в покоях Сулеймана не было столов. В "Великолепном веке" же султан предаётся любимому делу — мастерит ювелирные украшения — за деревянным столом.

Наше новое кино

В российской военной драме "Сталинград" Фёдора Бондарчука, рассказывающей о вымышленных событиях в период Второй мировой войны, Музафаров увидел ошибки, которые часто допускали представители советского кинематографа. 

— Квартира, в которой живёт героиня фильма, достаточно большая и комфортабельная. Это характерный штамп, порождённый советским кино. В советском кино крайне редко показывали реальный быт людей. В фильмах 50-х и 60-х годов прошлого века герой живёт в комфортабельной квартире, у него хорошая мебель. И в "Сталинграде" эта квартира огромна, — говорит эксперт.

В "Сибирском цирюльнике" Никиты Михалкова, претендовавшем на премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, но выбывшем из гонки из-за дисквалификации, Музафаров также указал на неточности с освещением и проблемы с логикой.

— В "Цирюльнике" много ошибок. К примеру, всё то же электрическое освещение в Александровском училище. В Москве электричество в те годы было, но не в казармах. А юнкера, натирающие зеркальный паркет? Во-первых, это не работа юнкеров. Во-вторых, паркет в училище выглядит будто дворцовый. Я подозреваю, что снимали либо действительно во дворце, либо в соответствующем павильоне, но такой гладкой, зеркальной поверхности в училище, где живёт около 600 человек, быть не могло, — подытожил эксперт. 

Другой проблемой исторических фильмов, снятых российскими режиссёрами, Александр Музафаров видит "театральность в декорациях" и рассказывает об этом на примерах фильмах "Царь" Павла Лунгина и "Три мушкетёра" Юнгвальда-Хилькевича.

— "Царь" — это фильм из театрального условного жанра. Условная изба, условная деревянная церковь, условные палаты. Авторы даже не сделали попытки прийти к достоверности, так же как и в "Трёх мушкетёрах" Юнгвальда-Хилькевича. Ничего общего с реальностью нет — просто музыкальная сказка, — подытожил он.

Вымысел от и до 

Закроем глаза на то, что в фильме "Боги Египта" Алекса Пройаса, вышедшем на экраны в 2016 году, рассказывается история противостояния египетских божеств, что само по себе является вымыслом.

Герой Николая Костера-Вальдау на представленном кадре фильма стоит на мраморном полу, украшенном изображениями божеств. Но египтяне не изображали своих божеств на полах, потому как наступить на сакральное изображение считалось, мягко говоря, неуважением и порицалось.

— Создатели фильма даже не попытались воспроизвести древнеегипетскую цивилизацию. Сооружения такие, как их себе представлял режиссёр, то, что речь идёт о Египте, можно понять только благодаря неким маркерам — иероглифам и статуэткам, но из разных слоёв египетской цивилизации. Всё это смешение культур — просто антураж с подписью "Древний Египет". Никакого отношения к реальности здесь нет, — говорит Музафаров.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!